Татьяна Блохина
Фольклор как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, восходом солнца. Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Как прекрасно если есть те, кто наполняет жизнь ребенка светом добра и лаской, раскрашивает детскую жизнь всеми цветами радуги, духовно обогащает среду, в которой растет ребенок. Что же может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово. Передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. Звучат из поколения в поколение колыбельные песни, сказки, потешки, поговорки.
Публикация «Фольклор как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
У народа свои сказки, потешки и все они передаются от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Точно также как колыбельные матери, потешки открывают ребенку в мир в окно, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Сказки, потешки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.
Слушая, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Устное народное творчество является важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность потешек, сказок. Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Народ — непревзойденный учитель речи детей.
Как известно, маленькие дети любят различные стишки, песенки, прибаутки: эта любовь связана не с содержанием, но с ритмом. Малыши с огромным удовольствием слушают незатейливые сказки вроде «Репки» или «Колобка», а также – забавные стихотворения. Они воспринимают литературное творчество, таким образом, будто бы стихотворения создаются в момент прочтения, в тот момент, когда родитель общается с ребёнком. Мама не столько читает книжку, сколько играет, изображает нечто весёлое, забавное.
Родители всегда хотят для своих детей самого лучшего. И самое дорогое, что они могут дать своему малышу — это собственную любовь и заботу. С самых первых дней кроха чувствует теплоту маминых прикосновений, слышит ее полный нежности голос. Огромную роль играют колыбельные песни. Именно они являются первым источником, посредством которого ребенок начинает свое знакомство с миром. Кстати, наши предки придавали колыбельным мистическое значение. Для каждого ребенка мама сочиняла свою колыбельную песню, которая в дальнейшем служила ему оберегом.
Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног. Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик», «Игра в прятки», «Коза» «Дружные ребятки»).
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором социального и духовного развития ребенка, его речи. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор в большинстве произведений устного творчества русского народа — всё это открывает путь к сердцу и уму ребенка.