Получи документы

«Фольклор-источник народной культуры в музыкальном развитии детей»

Алла Гречишникова
«Фольклор-источник народной культуры в музыкальном развитии детей»
▼ Скачать

Введение

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, могущественный и ничем другим не заменимый помощник в воспитании дошкольника, она необходима каждому ребенку. Была утеряна связующая нить развития личности ребёнка, которая должна проникать во все виды музыкальной деятельности и способствовать становлению его мировоззрения. Личность ребёнка должна быть разносторонне развитой, раскрепощённой, инициативной, осознающей смысл жизни и её главные ценности – любовь к человеку, к русским народным песням, пляскам, хороводам, к окружающему миру, природе, самому себе.

Публикация «„Фольклор-источник народной культуры в музыкальном развитии детей“» размещена в разделах

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. Владея знаниями и методами фольклорного творчества, я пытаюсь строить музыкально - воспитательную работу на материале русских народных песен, игр, танцев. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.

Слайд № 1 Тема

Слайд № 2 Цель

Слайд № 3 Задачи

Фольклор способствует развитию ребенка, формируя у него чувство ритма, духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Кроме этого, фольклор выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно фольклор является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию.

Слайд № 4 Народная музыка способствует музыкальному развитию ребёнка…

Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни, служит средством сохранения исполнительских традиций, способствует воспитанию таких качеств, как: любовь к народу, к Родине, к традициям своего края.

В раннем детстве ребенок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными по определению ученых. У ребенка формируется свой особый мир, где есть место восторгу, страданию, любви, состраданию, тайнам. Эстетическое воспитание ребенка не возможно без народного поэтического фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, песни любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Слайд № 5 «Заходите все, садитесь…»

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также способствует развитию личности ребенка, его речи, способствует формированию его нравственности. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, попевки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Поэтому не вызывает сомнения, что детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в его духовном развитии. М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость.

Короткие тексты потешек легко усваиваются детьми, даже без дополнительного заучивания. Динамичность, образность вызывают желание двигаться. Это очень интересный и доступный детям игровой материал, который они переносят в свободные игры.

Слайд № 6 Пчёлочка златая…

Пение - наиболее доступный исполнительский вид. Дети любят петь, потом охотно, с удовольствием, выражая свои чувства. Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. При этом задачей музыкального руководителя является научить детей любить песню, и в первую очередь песню народную, так как она обладает художественно-воспитательной ценностью.

Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас новыми эпитетами, поэтическими оборотами. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые детям слова (например, коромысел, сенички, грать) они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно понять смысл таких слов, быстро находят им синонимы.

Организуя музыкальное образование и воспитание детей дошкольного возраста, следует знакомить детей с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными. При этом следует учитывать возраст детей и подбирать песни соответствующие возрасту ребенка, ориентируясь на то, вызывает ли данная музыка интерес у ребенка, то насколько она ему понятна. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, целесообразно первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста. 9

Итогом работы по обучению детей пению является то, что дети приобретают богатый репертуар народных песен. Они любят слушать песни и сами поют их во время праздников и игр.

Слайд № 7 Мы танцуем….

Слайд № 8 «Эх, топну ногой…»

Народные танцы, наряду с песнями, занимают важное место в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста. В народных сказках, загадках, песнях, плясках, в узорах народных мастеров созданы художественные образы, близкие детям.

Слайд № 9 Погулять мы пойдём…

По своей содержательности, силе и яркости образов, красоте формы, выразительности и эмоциональности русские народные пляски представляют превосходный материал для развития художественного вкуса детей. Народные танцы, как и песни, помогают знакомить детей с обычаями родного народа. Типичными чертами русской пляски являются широта движений, плавность, мягкость.

Слайд №10 Где же наши детки?

Слайд №11 Ты, лебёдушка, лучше всех!

Слайд № 12 Вот картошка, а вот ложка!

Пожалуй, самый любимый вид музыкальной деятельности – музыкальные игры, одним из видов которых являются игры с пением. Игры с пением имеют важное значение. С помощью этих игр можно развивать у детей интерес к пению, музыке, воспитывать музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Играя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.

Слайд №13 - 14 Культурно-историческое наследие

Результативности в работе по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через музыкальный фольклор невозможно достичь без создания музыкальной предметно-развивающей среды, в которой ребёнок чувствовал бы себя комфортно, естественно. Музыкальная, предметно-развивающая среда пополнилась семейными альбомами и народными музыкальными инструментами, которые дают возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры.

Слайд № 15 «Кто загадок много знает?»

Одной из целей музыкального развития детей является поощрение их активности к познанию нового. Более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях (играх).

Слайд № 16 Гости на печь глядят…

Вся подготовка к вечерам развлечений идет в тесном контакте с воспитателями, при их непосредственном и активном участии. От их активности зависит и разработка намеченных мероприятий, и успех проведения самого вечера. Проводя вечера развлечений, необходимо стремиться вызвать у детей радость, смех, но наряду с этим воспитывать любовь к народному творчеству, красоте родной природы, родной речи и напевов, элементами фольклора.

Слайд № 17 «Будем кругом ходить…»

Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве : музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность.

Слайд № 18 Кончилось гуляние, всем скажем «до свидания»!

Слайд № 19 ИТОГ

Фольклор - это одно из средств духовно-нравственного развития личности ребенка. Речь, словарный запас, произношение, строй речи характеризует интеллектуальное развитие наших детей. Богатство языка, знание традиций, обычаев своего народа, любовь к отечеству, нравственное и эстетическое воспитание ребенка не будет полноценным без фольклора.

Слайд № 20 Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация музыкальной предметно-развивающей среды в детском садуОрганизация музыкальной предметно-развивающей среды в детском саду Среда является важным фактором воспитания и развития ребёнка. Правильная организация музыкальной предметно-развивающей среды возлагает особую.

Презентация «Как выбрать для ребёнка игрушку». Консультация для родителей.Презентация «Как выбрать для ребёнка игрушку». Консультация для родителей. Уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию консультацию для родителей "Игрушка в жизни моего ребёнка". Цель: повышение педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Фольклор-источник народной культуры в музыкальном развитии детей»
Опубликовано: 10 января 2015 в 18:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Фольклор-источник народной культуры в музыкальном развитии детей»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Гречишникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД