Алла Гречишникова
«Фольклор-источник народной культуры в музыкальном развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, могущественный и ничем другим не заменимый помощник в воспитании дошкольника, она необходима каждому ребенку. Была утеряна связующая нить развития личности ребёнка, которая должна проникать во все виды музыкальной деятельности и способствовать становлению его мировоззрения. Личность ребёнка должна быть разносторонне развитой, раскрепощённой, инициативной, осознающей смысл жизни и её главные ценности – любовь к человеку, к русским народным песням, пляскам, хороводам, к окружающему миру, природе, самому себе.
Публикация «„Фольклор-источник народной культуры в музыкальном развитии детей“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Именно поэтому сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. Владея знаниями и методами фольклорного творчества, я пытаюсь строить музыкально - воспитательную работу на материале русских народных песен, игр, танцев. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.
Слайд № 1 Тема
Слайд № 2 Цель
Слайд № 3 Задачи
Фольклор способствует развитию ребенка, формируя у него чувство ритма, духовно обогащая его внутренний мир и являясь великолепным средством общения. Кроме этого, фольклор выполняет воспитательную роль, прививая ребенку такие понятия, как красота, гармония, любовь и благородство. Именно фольклор является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию.
Слайд № 4 Народная музыка способствует музыкальному развитию ребёнка…
Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни, служит средством сохранения исполнительских традиций, способствует воспитанию таких качеств, как: любовь к народу, к Родине, к традициям своего края.
В раннем детстве ребенок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными по определению ученых. У ребенка формируется свой особый мир, где есть место восторгу, страданию, любви, состраданию, тайнам. Эстетическое воспитание ребенка не возможно без народного поэтического фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, песни любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Слайд № 5 «Заходите все, садитесь…»
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также способствует развитию личности ребенка, его речи, способствует формированию его нравственности. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, попевки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Поэтому не вызывает сомнения, что детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в его духовном развитии. М. Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это чистое и прекрасное зеркало – большая радость.
Короткие тексты потешек легко усваиваются детьми, даже без дополнительного заучивания. Динамичность, образность вызывают желание двигаться. Это очень интересный и доступный детям игровой материал, который они переносят в свободные игры.
Слайд № 6 Пчёлочка златая…
Пение - наиболее доступный исполнительский вид. Дети любят петь, потом охотно, с удовольствием, выражая свои чувства. Пение развивает музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. При этом задачей музыкального руководителя является научить детей любить песню, и в первую очередь песню народную, так как она обладает художественно-воспитательной ценностью.
Русская народная песня обогащает детей, развивает речь, пополняет словарный запас новыми эпитетами, поэтическими оборотами. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые детям слова (например, коромысел, сенички, грать) они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а верно понять смысл таких слов, быстро находят им синонимы.
Организуя музыкальное образование и воспитание детей дошкольного возраста, следует знакомить детей с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными. При этом следует учитывать возраст детей и подбирать песни соответствующие возрасту ребенка, ориентируясь на то, вызывает ли данная музыка интерес у ребенка, то насколько она ему понятна. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, целесообразно первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста. 9
Итогом работы по обучению детей пению является то, что дети приобретают богатый репертуар народных песен. Они любят слушать песни и сами поют их во время праздников и игр.
Слайд № 7 Мы танцуем….
Слайд № 8 «Эх, топну ногой…»
Народные танцы, наряду с песнями, занимают важное место в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста. В народных сказках, загадках, песнях, плясках, в узорах народных мастеров созданы художественные образы, близкие детям.
Слайд № 9 Погулять мы пойдём…
По своей содержательности, силе и яркости образов, красоте формы, выразительности и эмоциональности русские народные пляски представляют превосходный материал для развития художественного вкуса детей. Народные танцы, как и песни, помогают знакомить детей с обычаями родного народа. Типичными чертами русской пляски являются широта движений, плавность, мягкость.
Слайд №10 Где же наши детки?
Слайд №11 Ты, лебёдушка, лучше всех!
Слайд № 12 Вот картошка, а вот ложка!
Пожалуй, самый любимый вид музыкальной деятельности – музыкальные игры, одним из видов которых являются игры с пением. Игры с пением имеют важное значение. С помощью этих игр можно развивать у детей интерес к пению, музыке, воспитывать музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Играя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.
Слайд №13 - 14 Культурно-историческое наследие
Результативности в работе по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через музыкальный фольклор невозможно достичь без создания музыкальной предметно-развивающей среды, в которой ребёнок чувствовал бы себя комфортно, естественно. Музыкальная, предметно-развивающая среда пополнилась семейными альбомами и народными музыкальными инструментами, которые дают возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры.
Слайд № 15 «Кто загадок много знает?»
Одной из целей музыкального развития детей является поощрение их активности к познанию нового. Более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях (играх).
Слайд № 16 Гости на печь глядят…
Вся подготовка к вечерам развлечений идет в тесном контакте с воспитателями, при их непосредственном и активном участии. От их активности зависит и разработка намеченных мероприятий, и успех проведения самого вечера. Проводя вечера развлечений, необходимо стремиться вызвать у детей радость, смех, но наряду с этим воспитывать любовь к народному творчеству, красоте родной природы, родной речи и напевов, элементами фольклора.
Слайд № 17 «Будем кругом ходить…»
Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве : музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность.
Слайд № 18 Кончилось гуляние, всем скажем «до свидания»!
Слайд № 19 ИТОГ
Фольклор - это одно из средств духовно-нравственного развития личности ребенка. Речь, словарный запас, произношение, строй речи характеризует интеллектуальное развитие наших детей. Богатство языка, знание традиций, обычаев своего народа, любовь к отечеству, нравственное и эстетическое воспитание ребенка не будет полноценным без фольклора.
Слайд № 20 Спасибо за внимание!