Наталья Цыпкайкина
Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в режиме дня
▼ Скачать + Заказать документы
«Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в режиме дня».
Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающего организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности.
Публикация «Физическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в режиме дня» размещена в разделах
Организм ребенка находится в периоде становления функций их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи - воспитание здорового, гармонически развитого ребенка. Поэтому приоритетным направлением муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №87 комбинированного вида» является физкультурно-оздоровительная работа.
Данная работа ведется нами с самых первых дней пребывания ребенка в детском саду. Использование средств и методов физического воспитания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей имеет большое значение для нормального развития всех органов и систем организма, для укрепления здоровья ребёнка и закаливания его организма, для формирования моторики. Своевременное развитие двигательных навыков и умений, достаточная двигательная активность в младшем дошкольном возрасте являются важным условием полноценного сенсорного и умственного развития, залогом их всестороннего и гармонического воспитания.
Таким образом, основной целью работы стало сохранение и укрепление здоровья детей, проведение профилактической работы.
Задачи и содержание физического воспитания реализуются во время проведения непосредственно организованной образовательной деятельности и в повседневной физкультурно-оздоровительной работе. Поэтому наряду с физкультурными занятиями в режиме дня детей предусмотрены мероприятия, обеспечивающие ежедневное применение физических упражнений и подвижных игр: утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения (после сна, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, разнообразные формы самостоятельной двигательной деятельности, закаливающие мероприятия, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультурные развлечения, досуги.
Утреннюю гимнастику мы проводим перед завтраком в увлекательной форме, чаще под музыку (детские песни).
Для того, чтобы достичь эффективного влияния утренней гимнастики нами были составлены конспекты на целый год, в которых определены дозировка, темп выполнения упражнений, порядок проведения гимнастики.
Итак, утренняя гимнастика позволяет нам полноценно решать оздоровительную задачу. Еще одним обязательным физкультурно-оздоровительным мероприятием является проведение бодрящей гимнастики после дневного сна. Мы заметили, что ее ежедневное выполнение положительно влияет на наших детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус.
Во время проведения гимнастики мы стараемся учитывать правильную нагрузку на мышцы, даем детям немного отдохнуть после очередного движения. Обязательным условием проведения гимнастики является игровая форма. Малыши с удовольствием выполняют и имитируют движения жучков, бабочек, зверей и т. д.
При проведении непосредственно образовательной деятельности, мы учитываем индивидуальные особенности детей. Но, главное - доставить им как можно больше удовольствия. Наличие неожиданного, необычного приятного сюрпризного момента, например: день рождения одного из детей. Дети посвящают имениннику упражнение, комплекс упражнений. Это и приход в группу нового ребенка, появление сказочных героев, любимых игрушек. Важно научить детей использовать и ориентироваться во всем пространстве зала, группы или площадки, правильно работать с оборудованием, а так же обучить элементарным приемам страховки.
При обучении детей движениям предусматриваем разнообразие в рамках каждого из движений. Здесь большую помощь оказывает физкультурно-оздоровительный комплекс, с помощью которого дети выполняют знакомые движения на различных модулях. Например, для ходьбы используем дорожку из клеенки, мягкий гимнастический мат, плоскостные круги, квадраты, треугольники, которые расставляем сплошной полосой или с промежутками, гимнастическое бревно, лежащее на полу или чуть приподнятое. С указанными пособиями дети могут не только ходить, но и бегать, прыгать, ползать, катать мяч, ползать и бегать между ними. Мячи из сухого бассейна можно использовать для метания в цель правой и левой рукой, перебрасывание через бортики самого бассейна, подбрасывание шаров и ловля их, перебрасывание друг другу.
Постоянные использование классической структуры физкультурного занятия зачастую ведет к снижению интереса детей к ним и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому в практике работы возникли некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию непосредственной образовательной деятельности, позволяющие настолько поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и гендерный принцип подбора движений.
В младшей группе непосредственно образовательную деятельность проводим по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе. Берём за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая уровень их компетентности, сказочные сюжеты "В гости к Медведям, к зайцам, к кукле Маше» и т. д. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки или сюжета воспитателем.
Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает упражнения на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов, хлопки, звукоподражание, а так же различные игры с развернутым речевым содержанием.
Дети получают удовлетворение не только от того, что научились выполнять, то или иное движение, но и от перевоплощения в игровой образ и от самого процесса игры.
Для детей, особенно, младшего возраста, основной вид деятельности — игра. Поэтому в нашей работе мы решили более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.
Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях мы подбирали с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей. Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание. Весь игровой материал старались распределить в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу взяли тот объем игр, который рекомендован программой воспитания для детей младшего дошкольного возраста.
Приоритетным фактором в подборе упражнений и подвижных игр является использование художественного слова. С его помощью повышается интерес к выполнению упражнений, концентрация внимания, побуждение выполнять спортивно-игровые движения в соответствии с текстом.
Ряд физических упражнений требуют физического напряжения. Поэтому они имеют названия подражающим действиям различных персонажей, героев из известных произведений. Тогда дети легко запоминают и быстро выполняют упражнения. Повторы сопровождаются фразами, создающими в сознании ребенка образ объекта подражания.
Эффективно краткое художественное слов, литературные произведения должны быть знакомы и доступны восприятию ребенка. Сочетание физических упражнений, игр с художественным словом, музыкой развивает чувство ритма, координацию движений, речь, равновесие, осанку, вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и является, в целом, мощным стимулирующим фактом, Это повышает интерес к подвижным играм, упражнениям, стимулирующим двигательную активность без ущерба здоровью. В работе мы использовали и используем фольклорный материал: потешки, прибаутки, загадки и сказки, считалки, и скороговорки, русские народные песни, пляски, народные игры, хороводы,
Например:
«Мы топаем», «Зайки», игра-хоровод с бубном «Паучок», «Мишка косолапый», «Игра с платочком», «Кукушка», «Зеркальце», «Что мы делали», «В зеленом саду», «Пузырь», «В лесу на горочке»,
В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводили вначале с небольшой подгруппой (8—10 детей). При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а воспитателям было легче научить их координации движений. Мяч бросал воспитатель, а затем и сами дети.
Большое место в работе с малышами занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, мы приучаем детей действовать в соответствии с правилами игры.
Выполнение этих задач, прежде всего, зависит от нас, воспитателей, оттого, насколько мы сумели заинтересовать малышей игрой. Поэтому объяснить игру мы старались эмоционально и выразительно и принимали непосредственное участие в игре, проявляли заинтересованность действиями детей. Все это помогало создавать хорошую эмоциональную атмосферу в игре,
побуждало детей к активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, мы не только подсказывали, как нужно двигаться, но и показывали образец правильного выполнения движений.
При проведении подвижных игр широко использовали такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Так, в игре «Мой веселый, звонкий мяч», показывая, как подскакивает мячик, предлагали подпрыгивать повыше, поощряя при этом малышей, наиболее удачно выполняющих движение.
Проведя огромную работу по физическому воспитанию детей в ДОУ, мы пришли к выводу, что решить вопросы физического воспитания детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогов.
Физическое воспитание ребенка может быть полноценным лишь в том случае, если оно является общим делом детского сада и семьи. Даже при 12-ти часовом пребывании в детском саду ребенок половину суток проводит дома. Если он по возращении из сада сидит в душной непроветриваемой комнате, ложится не вовремя спать, если гигиенические навыки не поддерживаются в семье, то задачи физического воспитания останутся невыполненными, несмотря на самые благоприятные условия воспитания в детском саду.
Большой популярностью пользуется «Уголок для родителей». Туда помещаем материалы, касающиеся спортивных дел группы, достижений детей, консультации для родителей по физическому воспитанию их детей.
Для родителей в свободном доступе находится папка, где постоянно добавляется информация о физическом воспитании ребенка в семье :
- здоровый образ жизни и основные его составляющие (закаливание, режим дня, рациональное питание,
- формы физического воспитания в семье (пешие прогулки, плавание, лыжные прогулки, езда на велосипеде, бег, катание на коньках,
- организация досуга детей (игры во дворе, спортивная площадка, спортивный уголок дома,
- литература о физическом воспитании детей.
Изготовлена картотека "Дыхательная гимнастика", "Пальчиковые игры", "Подвижные игры". Проводятся индивидуальные консультации с родителями по вопросам физического воспитания детей. Планируются совместные физкультурные занятия, развлечения, досуги, праздники, экскурсии и походы с родителями и детьми.
Таким образом, систематичная работа по сохранению и укреплению здоровья детей младшего возраста, дает свои результаты: дети меньше болеют простудными заболеваниями, развиваются их двигательные способности.