Людмила Егорова
Мастер-класс для педагогов «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в нашем городе проходил семинар - практикум "Сказочные лабиринты игры - игровая технология интеллектуально - творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста".Семинар проводила Лисина Е. Л., генеральный директор ООО "Грифель", тьютор, официальный представитель ООО "Развивающие игры Воскобовича".
Воспитателями и учителями начальных классов были представлены видеоматериалы совместной деятельности детей и педагогов, презентации по работе с игровыми технологиями В. В. Воскобовича. Большая честь выпала и мне представить наработанный материал, поделиться с коллегами своими наработками.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Фиолетовый лес“ В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
В конце семинара за своё выступление получила вот этот сертификат.
Фиолетовый лес – это не только сенсорная развивающая зона, созданная В. В. Воскобовичем, но и зона, направленная на получение детьми определённых знаний по окружающему миру. Эта среда формирует основы экологического мировоззрения и культуры: расширяет представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих взаимосвязях.
В этом году я решила провести экспериментирование с данной зоной и посмотреть, как дети усвоят материал, связанный с природными изменениями в лесном царстве в разное время года. Для этого мы объединили сказочный фиолетовый лес, «Синичкин календарь» и «Лесную газету» В. Бинки.
Весь наглядный материал крепится к стене с помощью липучек.
Посмотрите, вот, что у нас получилось.
(слайд 2)
(слайд 3)
Самым главным героем, так и остался любознательный мальчик Гео. Он смелый, как и все мальчики, всегда приходит на помощь и очень сообразительный, когда необходимо найти выход из трудной ситуации.
Войти в фиолетовый лес нам помогает заклинание:
«Кохле, охле, желе, зеле, геле, селе, фи».
Я касаюсь лампы. Она начинает светить разными огоньками и мы в фиолетовом лесу.
Так как начало учебного года начинается с сентября, то наш мальчик решил узнать, какие изменения происходят в лесу с приходом осени.
В лесу постоянно меняется фон и выставляются месяцы.
(слайд 4, 5)
Сентябрь
(Выставляется месяц Сентябрь, зайчиха с зайчатами - листопадничками)
Мальчик Гео узнаёт от мудрого Ворона Метра, о том, что сентябрь первый месяц осени.
Идёт чтение И. С. Соколова – Микитова «Листопадничек».
На стене появляются белые липучки. Ворон рассказывает о том, что такие ниточки летают над полями, лесами и называются нити – паутинки. На одной из них и прилетел паук Юк. Покинув свою летательную паутинку, он отыскал себе щёлочку в коре или норку в земле, спрятался в неё до весны.
Но так как мы в сказочном лесу, то он сможет выходить к нам только в крайнем случае.
(слайд 6)
(Работа с Геоконтом)
Ворон Метр знакомит мальчика с синичкой Зинькой, которая вместе с детьми будет узнать чудеса природы. Синичка не будет есть паука Юка, так как ей очень понравилось плетение этого умельца.
В лесу выставляются деревья с разными по цвету листьями. Дети приходят к выводу: в лесу уже начал желтеть, краснеть, буреть лист.
(слайд 7)
Октябрь
(Выставляется месяц Октябрь)
В лесу стоят деревья без листьев. Зинька знакомит детей со своим другом Зинзивером. (синичка - мальчик).
На поляне появляется гриб, под которым сидит зверь с белыми пятнами. (Заяц)
Далее рассказывается история зайца.
«И заяц захныкал: - Вот сижу у березового пенька, дрожу, шевельнуться боюсь. Снегу еще нет, а у меня уже клочья белой шерсти лезут. Земля чёрная. Побегу по ней днём - сейчас меня все увидят. И так ужасно хрустят сухие листья! Как тихонько ни крадись, прямо гром из-под ног». (слайд 8)
На озере Айс размещается стайка перелётных птиц: гуси, лебеди, утки, которые готовятся к перелёту на юг. Идёт чтение произведения Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»
(слайд 9, 10, 11)
Ноябрь
(Выставляется месяц Ноябрь)
Из леса убираются листья, вывешиваются снежинки.
(слайд 12, 13)
Декабрь.
(Выставляется месяц Декабрь; белый зайка, лиса, волк, лось, глухарь; ёж и медведь – отсутствуют: ведь они в спячке.)
Вот так в стихотворной форме можно обыграть лесной сюжет.
Сейчас зима…
На сказочной полянке появился белый зайка.
На него охотится волк и хитрая лиса.
Лось сбросил здесь свои рога.
В ветвях мелькает белка.
Глухарь на поляне токует.
В спячку ушли ёж и медведь.
Так изменилась среда
С приходом месяца декабря».
Появляются ели из фиолетового леса. Так дети узнают, что скоро будет Новый год. С Новым годом возвращается к нам солнце и приносит много новых радостей.
(слайд 14, 15)
Январь
(Выставляется месяц Январь, Зинька, ёлки все в огнях, и в снегу, и в игрушках, солнце)
Ворон Метр рассказывает Зиньке и мальчику Гео про Новый год.
«Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января.
- Календарь это расписание работы солнышка на весь год. Год состоит из месяцев, и январь - его первый месяц, носик года. За ним идёт ещё десять месяцев столько, сколько у людей пальцев на передних лапах (февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь). А самый последний месяц, двенадцатый, хвостик года - декабрь. Запомнила?
-«Носик» - десять пальцев и «хвостик».
Ворон сказал:
- Ты летай себе по садам, полям и лесам, летай да присматривайся, что кругом делается. А как услышишь, что месяц кончается, прилетай ко мне в фиолетовый лес, я буду тебе и детям рассказывать, как каждый месяц называется. Вы все их по очереди и запомните.
В этом месяце ты, синичка, будешь тихонько пробовать свой голос: «Зинь-зинь-тю! Зинь-зинь-тю!» (слушание пение синицы)
(слайд 16, 17)
Февраль
(Выставляется месяц Февраль, появляется дом лесника, на крыше сосульки, делаются из ленточек – липучек синего цвета ручейки)
Деревья и ветки залеплены снегом (ватой, а на широких лапах елей навалены целые сугробики. На одном из деревьев поселить насекомых. Показать, как синичка будет их съедать.
На поляне берлога. Синичка Зинька вместе с детьми заглядывает в неё и видит двух махоньких новорожденных медвежат, которые затем подрастут.
(картинки расположены друг под другом и крепятся на зажим)
На дереве появляется дятел. Зинька назвала его красношапочником. (показать, как дятел достаёт личинок, как синичке после него тоже кое – что перепадает)
(Появляется стая голодных волков. Дети знакомятся с тем, что волки охотятся стаями. Под деревом сидит белый зайка)
- Запоминай: вьюги да метели под февраль полетели. В феврале лютеют волки, а у медведицы в берлоге медвежатки родятся. Солнышко веселей светит и дольше, но морозы ещё крепкие.
(слайд 18, 19)
Март
Зинзивер дарит Зиньке ветку мимозы. (произрастание дерева мимозы). Дети узнают о празднике 8 марта.
(Выставляется месяц Март, куропатки, грачи, зайчиха с зайчатами- настовичками)
Детям объясняем, что серые куропатки - красивые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зерна из-под снега выкапывала. Живут под снегом.
(Рассказать историю о спасении куропаток)
«День-то простоял солнечный. Снег наверху подтаял, рыхлый стал. А ночью мороз ударил. Утром проснулась Зинька, ждёт - где же куропатки? Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит - ледяная корка. Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей и выйти не могут. Пропадут там под ней все до одной! Что тут делать? Да ведь синички - боевой народ.
Зинька слетела на наст - и давай долбить его крепким своим, острым носиком. И продолбила, - большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы. Вот уж они её хвалили, благодарили! Натаскали ей зерен, семечек разных: - Живи с нами, никуда не улетай!
(слайд 20)
Одним из интересных вариантов работы с фиолетовым летом является «цепи питания». Одна из них по были В. Бианки «Сова».
Прочитали произведение, провели беседу и дети самостоятельно, на основе текста, выстроили цепь питания.
Сова - мыши – шмели – клевер – корова
«Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать».
Вот примеры цепи питания:
Осина - заяц – волк
Дуб – мышь – кабан – сова
Таким образом, Фиолетовый лес позволил нам в игровой форме активизировать интеллектуальное развитие: развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.
(слайд 21)
А теперь с играми Воскобовича познакомьтесь.
«Игровизор» открываем
и задания в нём выполняем.
В руки маркеры берём
И правильные ответы на задания даём.
Ребёнок сделал ошибку – не беда.
След маркера легко удаляется
И ошибка бумажной салфеткой стирается.
(слайд 22, 23, 24)
Для детей 5-6 лет - задания по математическому развитию.
(слайд 25, 26)
Кораблик «Плюх – плюх» отплывает.
С гусем – капитаном и матросами - лягушками
В захватывающее приключение приглашает.
Мелкую моторику пальцев рук
и тактильные ощущения развивает.
Цвет и состав числа до 5 закрепляет.
(слайд 27, 28)
Коврограф «Ларчик»
решает самые разнообразные задачи:
творит чудеса - семь гномиков мы изучили,
забавные цифры из цирка прикрепили.
Разноцветные верёвочки, липучки
предлагают выполнить разные математические штучки.
«Гномик КОХЛЕ, пойди, погуляй
К Ёжику – наезднику по одной клетке шагай».
А ты, Охле, не ленись,
К зайке в домик проберись.
Зайка – это цифра 2.
Ты всегда шагай на два шага».
Расположения зверей меняю.
«-Ребята, найдите ошибку на коврографе?
-Кто находится на чужой территории?» (меняем местами Павлина и Лань)
(слайд 29)
Это пособие я изготовила из ламината и цветной самоклеики разного цвета.
Перед вами сказочный город, в котором на Неразговорчивой улице в своих теремках живут буквы.
-Какого цвета теремок? (Парные звонкие и глухие согласные, парные звонкие и глухие согласные; непарные звонкие согласные; парные звонкие и глухие согласные; непарные глухие согласные; непарный мягкий согласный)
-Какая буква здесь главная?
-Какие животные, предметы, растения, насекомые, продукты и сладости могут жить в этом тереме?
(слайд 30)
В сказочный город приехали шуты - акробаты. Они веселят народ, показывают разные гимнастические упражнения, поют песни. У шутов волшебные имена. У каждого есть своя песенка. Эти песенки шуты хранят в волшебных музыкальных сундучках.
(Сундучки сделала на цветном принтере и с помощью самоклейки)
(Синий сундук) Если эти гласные стоят после согласного звука, то они показывают твёрдость.
(Зелёный сундук) Показывает мягкость согласного.
(слайд 31, 32)
Провожу работу по рабочей тетради «Складушки».
В гости приходит Лопушок, который любит буквы и хочет детям помочь узнать буквы и научить их читать. Даю прослушать СД диск с записью голоса В,В, Воскобовича и голоса Лопушка. Дети запоминают стихи, пропеваем гласные и слоги.
Работа по технологии, предложенной В. В. Воскобовичем эффективна. Использование этих игр позволило развить речь, внимание, память, логическое и творческое мышление у дошкольников. [/b][/b]