Ольга Петрова
ФГОС ДО проектирование среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает основные принципы дошкольного образования:
• Ориентация на индивидуальные особенности детей
• Развитие совокупности личностных качеств ребенка во всех образовательных областях
• Формирование познавательных интересов и действий ребенка
• Обогащение детского развития
• Развитие ребенка только в игре
• Отсутствие жесткой регламентации детской деятельности
Публикация «ФГОС ДО: проектирование среды в группе» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО) по ФГОС ДО
:часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. п. п. 1.1, 1.4, 1.6, 3.3, 3.6 ФГОС ДО
Цели организации (РППС ДОО)
:
• обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
• обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых;
• обеспечение реализации различных общеобразовательных программ.
Среда должна
1. выполнять развивающую, образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Предметно- пространственная развивающая среда определяется: видовым разнообразием ДОУ; направлениями работы и спецификой ДОУ; задачами, стоящими перед ДОУ разных видов; функциями сотрудников; общеобразовательными программами. Давайте рассмотрим требования, которые выдвигает стандарт к среде в ДОО:
Содержательная насыщенность
- Это обеспечение различных видов активности всех категорий детей, их эмоционального благополучия и возможности самовыражения. Что составляет содержательную насыщенность? Средства обучения (в том числе, технические, материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, все эти материалы позволяют вашим воспитанникам организовывать и проявлять:
• Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
• Экспериментировать с материалами
• Двигательную активность
Обеспечить Эмоциональное благополучие детей, предоставить возможность самовыражение детей. Что нужно учитывать при создании предметно-пространственной развивающей среды в группах и расширенном пространстве детского сада:
а) закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
б) Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
в) При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
От того, насколько хорошо вы знаете возрастные особенности детей своей группы, их возможности, их интересы, предпочтения, настолько созданная вами среда будет иметь содержание. Например, в уголок творчества можно поместить бусины, пуговицы, нитки, кусочки бересты, ткани, перышки, палочки деревянные, крупы, соленое тесто и другие материалы, которые предоставят ребенку возможность выбора вида деятельности, вида материала из представленного многообразия, проявить инициативу в создании своего продукта. Не секрет, что располагая в данный уголок только фломастеры, карандаши и крошечные листы бумаги, мы убиваем зачатки творчества на корню, приучая детей к выполнению однообразных действий.
Трансформируемость среды
- Возможность изменения РППС в зависимости от интересов и возможностей детей. Границы между зонами должны быть подвижными, легко перемещаться, в виде низких ширм, стеллажей, объемных напольных модулей, которые дети переносят в течение дня в соответствии с видом деятельности и играми, которые они задумали самостоятельно и по собственной инициативе.
Полифункциональность
- Возможность разнообразного использования различных составляющих РППС ДОО для использования в разных видах детской активности (детской мебели, ширм, переносных столиков, природных материалов, компонентов и пр.) Важно понимать, что предметы, находящиеся в среде должны быть многофункциональны. В обстановке группы должны находиться те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Детям интересно использовать один и тот же предмет неоднократно. Предоставьте ему эту возможность. Пусть ширма для театральной деятельности сегодня выполняет функции прилавка магазина (овощного, продуктового, игрушек, завтра они могут использовать эту ширму как стену творчества, на которой разместят продукты детской деятельности (рисунки, поделки, материалы лепки, она может быть и уголком уединения, где дети будут хранить семейные мини-альбомы или любимые игрушки (это будет индивидуализация среды) или сделать из нее музей краеведения, в котором они разместят гербарии, минералы, фотографии и пр. Если вы покажете ребенку различные варианты ее использования, а также и других предметов обстановки, будьте уверены – дети самостоятельно будут находить им различное творческое применение.
Вариативность
- Наличие разнообразных игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и их сменяемость. Вариативность предусматривает адаптацию развивающей предметно-пространственной среды для содержания основных общеобразовательных программ, региональных культурных традиций, специфики воспитательно-образовательных задач вашей дошкольной организации.
Доступность
- Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам и пособиям. Не стремитесь поместить на верхние полки стеллажей новые игрушки, пособия. Все что приобретается вами и вам выдается, должно быть использовано по назначению. Также доступность среды предполагает и возможность ребенка самостоятельно размещать продукты своей деятельности, иметь возможность в любой момент действовать с ними, показать родителям, сверстникам, т. е необходимо выделить место в пространстве группы, приемной или в коридоре для этих целей.
Безопасность
предусматривает, что все элементы РППС соответствуют необходимым требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования и соответствуют требованиям по:
• санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
• нормам этической и экологической безопасности,
• правилам пожарной безопасности.
При организации предметно-пространственной среды в группах ДОУ необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Разнообразие игрушек в вашей группе не является основным условием развития ребенка. Развивающая игровая среда включает в себя не только оборудование, атрибуты к игре, но и бросовый материал: отходы бумаги, ткани, меха, кожи, картона, скотч, фломастеры, которые ваши воспитанники могут использовать в уголке природы, в центре экспериментирования, художественно -эстетическом центре (уголке, в театральном, для ручного труда и пр.
Важно поддерживать инициативу детей в изготовлении атрибутов для игр, предлагать им дополнить имеющиеся материалы новыми, самостоятельно изготовленными игрушками.
Поэтому воспитатели многих детских садов вместе с родителями в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы.
Предметный мир в среде должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
В требованиях к организации предметно-развивающей среды отмечается, что необходимо систематически проводить анализ её состояния с целью приведения в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т. п.)
Для чего необходимо изменять среду? Необходимость изменения среды должна возникать у педагога всегда, ведь она должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы, а также запросов и предпочтений родителей, партнеров и непосредственных участников образовательного процесса. При создании среды педагог должен всегда учитывать, что предметно-пространственная развивающая среда должна:
• побуждать интерес ребенка, вызвать желание пощупать, подержать в руках, поиграть, переставит, изменить расположение предметов, посидеть и почувствовать форму,
• вызвать потребность в совместном действии, побудить к поиску партнера для парных или групповых действий, а также для индивидуальной работы или игры;
• вызывать исследовательский интерес – побудить к поиску и интерпретации скрытых свойств предметов и явлений окружения
• нести конструкторскую и творческую активность – должна побуждать к реорганизации, трансформации, переносу как исполнению замысла действий (игровых, коммуникативных и т. п., развивать у ребенка пространственное мышление;
• быть информативной
Как правило, выделяются 10 типичных пространственных зон
: бытовое пространство – коридор, приемная (в которых можно оформить выставку детских работ, детско-взрослых проектов, с подгруппой детей проводит образовательную деятельность; туалет (умывальная, в котором можно разместить схемы последовательности умывания, приведения себя в порядок (КГН, плакаты «Хорошо-плохо», тогда данная комната может превратиться в обучающее и развивающее пространство; спальная зона (здесь также можно разместить уголки ОБЖ, краеведения, центр сюжетно-ролевых игр, уголок ПДД; игровой уголок – кукольный, транспортный, строительный; познавательный центр – дидактический уголок – книжный, природный, спортивный, изобразительной деятельности, театрализованная зона – уголок ряженья, ОБЖ, патриотический уголок (краеведения). Существуют «центры сгущения интересов детей» – игровая зона (строительные наборы, конструктивные игры, фигурки зверей и животных, посуда, небольшие куклы).
Очень важно уяснить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.