Папки-передвижки

Проект «Фелтинг — искусство валяния из шерсти. Шерстяная акварель»

Елена Валентиновна Резникова
Проект «Фелтинг — искусство валяния из шерсти. Шерстяная акварель»
▼ Скачать +Заказ

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Сухомлинский В. А.

Пояснительная записка.

Поиск новых творческих идей, новых форм взаимодействия с детьми привел к созданию программы по работе с шерстью – «Шерстяная акварель». Актуальность и особенность программы в том, что художественным войлоком могут заниматься все желающие. Валяние и живопись шерстью модные и популярные занятия во многих странах мира.

Публикация «Проект „Фелтинг — искусство валяния из шерсти, Шерстяная акварель“» размещена в разделах

В современном мире валяние - это несложный вид рукоделия, с помощью которого можно делать замечательные вещи: одежду, поделки для дома или аксессуары; которые могут иметь плоскую форму, или объемную.

Валяние шерсти (Фелтинг, фильцевание, фильц) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.

Актуальность данного вида декоративно-прикладного искусства в реализации кружковой деятельности заключается в том, что простой ручной труд, помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление, выдумку. Он способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей, их художественный вкус. Знакомит детей с секретами создания работ, используя шерсть. Применяя технику работы с шерстью, можно создать целые картины творчества детей.

Настоящий проект направлен на освоение детьми приемов, разнообразных материалов, и обучение различным техникам выполнения изделий войлоковаляния. Широкий набор деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор детей, но и дает возможность каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору любимого дела (хобби).

Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль. При помощи данного творческого объединения можно решить проблему занятости ребёнка в свободное время, организовать его досуг.

Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Это увлекательное занятие способствует расслаблению и развитию творческих способностей.

Валяние – техника, доступная для начинающих. С ее помощью можно изготовить как простые, так и сложные картины, игрушки и настенные панно, бижутерию, обувь, сумки. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться и люди смогли по достоинству оценить это уже около 8000 лет назад. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, кто с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни.

Сегодня один из самых старых, традиционных материалов, вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитье одежды. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде.

Сухое валяние - это отличная стрессотерапия, этот процесс очень успокаивает, а радость от уже готового изделия способна надолго поднять настроение.

Цель проекта : раскрытие и развитие потенциальных способностей заложенных в каждом ребенке, формирование и воспитание эстетического вкуса, приобщение к духовным ценностям народной культуры.

Задачи проекта :

Обучающие:

дать знания по технике сухого и мокрого валяния;

формировать навыки работы с шерстью;

научить детей выкладывать из шерсти;

закрепить знания о валянии.

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к окружающему миру;

прививать навыки аккуратности и самостоятельности;

формирование умений строить взаимоотношения в процессе коллективной деятельности;

прививать у детей интерес к прикладному искусству.

Развивающие:

развивать мелкую моторику пальцев рук;

развивать пространственное представление;

привить навыки усидчивости, аккуратности, любви к процессу работы, стремлению к результату;

привить навыки самоконтроля и самооценки

Определение цели, задач и содержания обучения строится на основе следующих принципов:

добровольности;

доступности;

многообразия форм образовательно-воспитательного процесса;

наглядности;

связи теории с практикой;

В основе проекта лежат два раздела :

валяние плоских изделий техниками сухого, мокрого и смешанного валяния (картины, панно);

валяние объемных и полу объёмных изделий техниками сухого, мокрого и смешанного валяния ( украшения: броши, бусы, браслеты и т. д.);

Основными результатами по реализации программы будут знания и умения, полученные в процессе обучения:

1. Знания по темам:

правила техники безопасности с колющими и режущими инструментами;

виды шерсти;

инструменты для валяния;

цвета круга;

выразительные средства - цвет, линия, объём, колорит, композиция;

приёмы изготовления плоских, полу-объёмных и объёмных изделий в технике сухого и мокрого валяний.

2. Умения:

пользоваться иглой для фильцевания и ножницами;

изготовить мыльный раствор и пользоваться им;

различать виды шерсти и уметь подобрать нужную для работы;

составлять из шерсти образцы различных цветовых гармоний;

пользоваться готовым эскизом изделия и уметь разработать свой;

пользоваться доступными материалами – скалкой, пупырчатой плёнкой, шаблонами, болванкой;

умение воплощать свои идеи по памяти и воображению.

Условия реализации программы

Для реализации данной образовательной программы необходимы условия:

методические;

дидактические;

материальные.

Методические условия.

Для реализации образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приёмы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы её компоненты были связаны.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный – восприятие и усвоение детьми готовой информации;

Репродуктивный – воспроизведение обучающимися полученных знаний и освоенных способов деятельности;

Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске;

Исследовательский – самостоятельная творческая деятельность обучающихся.

Данные методы конкретизируются по трё м группам:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа;

Наглядные – показ образцов, изделий, иллюстраций;

Практические – упражнения по выполнению приёмов работы, самостоятельная работа.

Дидактические условия:

1. Разработки для проведения занятий: схемы, эскизы, наглядные пособия;

2. Рисунок «Цветовой круг»;

3. Рисунок «Примерные сочетания цветов»;

4. Таблица «Виды шерсти»;

5. Информационные средства: художественная и научная литература, методическая литература, папки с иллюстрациями из интернета;

6. Технические средства: ноутбук.

Цель занятия: научить детей поэтапно изготавливать картины, в технике сухого валяния.

Задачи:

воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

• прививать навыки аккуратности и самостоятельности;

обучающие:

• формировать навыки работы с непряденой шерстью;

• закрепить знания о сухом валянии;

развивающие:

• развивать мелкую моторику пальцев рук;

• развивать пространственное представление;

здоровьесберегающие:

• использовать на занятии здоровьесберегающие элементы (минутки релаксации, физкультминутки, смена деятельности);

Оборудование:

Непряденая гребенная шерсть различных цветов, кляймерные рамки, ножницы, оргалит (ДВП, подложка — флизелин, бум. полотенце, бархатная бумага.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть на небе? (звезды, луну). Сколько на небе звезд?

Дети: Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками.

Воспитатель: Что представляет собой звезда?

Дети: (Это громадные раскаленные газовые шары, похожие на наше солнце. Они светятся, но не греют, потому что находятся очень далеко от Земли, поэтому они кажутся нам такими маленькими.)

Воспитатель: Для того, чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созвездия, которые можно сравнить с изображением предметов и животных.

Воспитатель: А что же такое Земля?

Дети: (Земля - это планета.)

Воспитатель: Верно. Мы говорили, что Земля - это родной дом, а Солнечная система - родной город, в которой находится наш дом. В этом солнечном городке есть и другие планеты.

Все эти планеты объединены в Солнечную систему.

Почему эту систему назвали - Солнечной?

Дети: (Потому, что все планеты вращаются вокруг Солнца. Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты.)

Воспитатель: У каждой планеты свой собственный путь. Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты. По-разному все они Солнцем согреты:

Дети: По порядку все планеты

Назовё т любой из нас:

Раз- Меркурий,

2- Венера,

3- Земля,

4- Марс,

5- Юпитер,

6- Сатурн,

7- Уран, за ним Нептун,

Он восьмым идёт по счёту,

А за ним уже потом

И девятая планета

Под названием Плутон.

Воспитатель: Перед Новогодним праздником случаются разные чудеса, поэтому друзья, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие, путешествие к звёздам. А поможет нам волшебный Звездочёт!

Звездочё т: : Здравствуйте гости, здравствуйте дети!

Я, волшебный звездочет, веду планетам я учёт!

Я по садику пройду, взглядом зорким осмотрю…

И в трубу я посмотрю, вижу там,

Раскинув хвост Комета мчится среди звёзд.

А здесь созвездий хоровод.

И на землю погляжу

Историю Земли увижу!

Вижу, потоп на планете Земля!

И Ной собирает много зверья, а точней каждого вида по паре!

Воспитатель: С этим событием, люди связывают интересную притчу.

Дети: На Ноевом ковчеге животным пришлось жить некоторое время, они сбрасывали шерсть и топтались по ней. В конце концов, когда Ной посмотрел на пол, то обнаружил хорошо сваляный кусок; так появился самый первый в мире ковёр!

Воспитатель: А ты Звездочёт знал об этом?

Звездочё т: Нет, но это очень интересно и познавательно! Для быстрой ориентировки на звёздном небе астрономы разделили небосвод на районы, а звёзды на группы, которые называются созвездия.

Самые заметные, самые яркие звёздочки они соединили воображаемыми линиями, будто рисовали по небу, а потом определяли, на что похож рисунок. Так, в честь животных с Ноева ковчега были названы скопления звёзд, называемые созвездиями, так и поселился на небе целый зверинец (Змея, Лебедь, Большая и М. Медведица, Заяц, а также и каждый год получил своё название: обезьяны, собаки, кота. Сейчас у нас год обезьяны, а наступит год петуха.

Воспитатель: А знаете что, я предлагаю создать каждому свой уголок нашей Галактики. И для этого нам совсем не нужны будут краски! Я предлагаю вам рисовать шерстью или как правильно называется этот вид искусства : «техника фелтинга».

Воспитатель: Кто знает, что это за вид искусства? /Фелтинг включает в себя методы: сухого и мокрого валяния. / Правильно! Предлагаю всем более подробно узнать об этом искусстве.

/просмотр презентации / 3мин.

Воспитатель: Давайте пригласим с нами Звездочёта. Мы с вами как настоящие мастера будем валять!

Для создания картины нам потребуется:

1. гребенная лента шерсти, цвета: белый, синий, темно-синий, голубой, бирюзовый, темно-коричневый, коричневый, желтый, оранжевый, красный;

2. флизелин или фланель — (в качестве подложки).

3. ножницы;

4. кляймерная рама (она состоит из оргалита (ДВП, стекла, кляймеров-зажимов);

Звездочё т: Перед началом работы предлагаю немного отдохнуть:

Физ. минутка 1,8мин / звёздочка/ движения по тексту.

Звездочка блести 2р.

Нам дорожку освети.

Ты на небе высоко

Светишь ярко, далеко!

Звездочка блести 2р.

Нам дорожку освети.

Когда солнышко зайдёт,

Ночка к нам, тогда придёт.

Начинаешь ты светить,

Теплоту свою дарить!

Звездочка блести 2р.

Нам дорожку освети.

Воспитатель: 1. Разбираем раму. Кляймеры откладываем в сторону (они понадобятся в самом конце работы. На оргалит (ДВП) накладываем подложку — флизелин. Он призван «удерживать» на себе волокна шерсти. Рабочая поверхность готова!

2. Перед тем, как начать трудиться, давайте разогреем наши ладошки! Потрём их друг о друга интенсивно!

Формируем шерсть пальцами, ведь она такая мягкая, как при лепке пластилином;

3. Вытягивая пряди шерсти из ленты, устилаем ими поверхность подложки. Укладываем их разнонаправлено, концы нитей должны слегка выходить на пределы флизелина на 1-2 см. Приложив стекло, обрезаем лишнее. Пощипывая шерсть, образуем вату для работы. Слоями создаем фон, укладывая от темного оттенка к светлому. Контролируем качество укладки материала, все прикладывая стекло.

4. Космические волны создаем при помощи белых прядей, уложенных параллельно. Этот прием часто можно увидеть, рассматривая пейзажи из шерсти. Из черной ленты вытягиваем пряди и немного скручиваем их. Из жёлтой, темно-коричневой и коричневой шерсти нарезаем и укладываем шерсть как космический метеоритный дождь.

5. Метод «щипания» шерсти реализуется так : берем в одну руку гребенную ленту нужного нам цвета, при этом берется именно СГИБ ленты; пальцами другой руки мы частыми быстрыми движениями щипаем поверхностные волоски ленты. В руках образуется пушистый комочек, который мы и выкладываем на рабочую поверхность.

6. Белой шерстью определяем место для луны. Это будет ореол света, исходящий от неё. Таким же образом, создаём и изображения других планет.

Воспитатель: Вот какие замечательные работы у нас получились, тебе нравится, Звездочёт? Давайте поставим наши картины на нашу выставку и полюбуемся ими.

Каким методом мы пользовались при создании этих картин: /метод сухого валяния/,

а какие способы использовали в своей работе: /чесание, вытягивание, щипание, скручивание, выщипывание, способ настригания /.

Что в работе показалось вам сложным?

А что показалось довольно простым, что удалось?

Звездочё т: Да. Ребята мне очень понравились ваши картины! Перед тем, как прилететь к вам в гости, я зашёл в «Лунное кафе», взял там «космические печеньки», а мне пора меня ждут космические открытия:

В космосе так здорово!

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

В космосе так здорово!

Острые ракеты

На огромной скорости

Мчатся там и тут!

Так чудесно в космосе!

Так волшебно в космосе!

В настоящем космосе

Побывал однажды!

В настоящем космосе!

В том, который видел сквозь,

В том, который видел сквозь

Телескоп бумажный! О. Ахметова

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, пора чаёвничать! Приглашаем всех гостей к столу.

Литература для детей

1. Коллекция журналов «Ручная работа». Издательство ООО «Бонниер Пабликейшенз».

2. Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. М., Эксмо, 2008.

3. Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц. М., Эксмо, 2009. Энциклопедия. Подарки. М., «Аст-Пресс», 1999 (техники-приёмы-изделия).

Литература для педагога

1. Богданова Любовь Александровна. Образовательная программа «Валяние»

2. Волков Н. Н. Цвет живописи. – М., 1989.

3. Горянина, Психология общения. – М., 2002.

4. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. М. : 1993

5. Иттен Й. Искусство цвета. – М., 2011.

6. Кнаке. Ж. Картины из фетра своими руками: Практическое руководство- М. 2008

7. Комарова Т. С. Коллективное творчество детей. М., 1998.

8. Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Приложение к журналу «Чудесные мгновения» М. : Агентство Дистрибьютор Прессы,2007.

9. Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. – М., Эксмо, 2008.

10. Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц – М., Эксмо, 2009.

11. Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Всё о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитьё». – М «Астрея», 2007.

12. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. – М., 2002.

13. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Воспитание учащихся: теория и методика. – Ярославль, 2002.

14. Шинковская К. А. Войлок. Все способы валяния. – АСТ-Пресс Книга. Серия: Золотая библиотека увлечений, 2011г.

Интернет- ресурсы:

https://community.livejournal. com/voilok.ru/

Шерстяная лампочка

https://www.wool-bulb.com/

международная ассоциация по фелтингу https://www.feltmakers. com/connections.html

https://www.wool-bulb.com/kak.html

мастер-класс по мокрому валянию от yaroshok

https://community.livejournal.com/ru_crafts/118200.html

видео по мокрому валянию

https://www.feutrinage.com/csasp_editorial. asp? ID=87

https://www.festivefibers. com/index.shtml

https://www.feltcafe. net/drinkcozy.html

https://www.feltfaction. fi/ENG/clothes.php

Публикации по теме:

Картины из шерстиКартины из шерсти Оцените, пожалуйста, мои картины из шерсти. Увидев картины из шерсти, я очень заинтересовалась, но долгое время не могла осмелиться попробовать.

Фотоотчёт «Незабудки» в технике шерстяная акварельФотоотчёт «Незабудки» в технике шерстяная акварель ФотоотчётИзготовление детьми старшей группы картины «Незабудки» в технике «Шерстяная акварель» Поиск новых творческих идей, новых форм.

Конспект НОД по изодеятельности в технике шерстяной акварели «Крокус» для детей подготовительной к школе группыКонспект НОД по изодеятельности в технике шерстяной акварели «Крокус» для детей подготовительной к школе группы Цель: Научить детей выкладывать из шерсти цветок крокус. Задачи: - изучить строение цветка; - учить детей смешивать два цвета шерсти.

Мастер-класс «Букет цветов». Шерстяная живопись»Мастер-класс «Букет цветов». Шерстяная живопись» Кто сказал, что ангелов не существует? Просто на земле их называют мама. Цель: создать картину в технике «шерстяная живопись». Задачи:.

Мастер-класс «Игольница в стиле фелтинг»Мастер-класс «Игольница в стиле фелтинг» Фелтинг- это валяние из шерсти. Шерстяное рукоделие известно с древних времен. Но не потеряло своей популярности, а только лишь набирает.

Мастер-класс «Ромашковое поле» в технике «Шерстяная акварель»Мастер-класс «Ромашковое поле» в технике «Шерстяная акварель» Цель: ознакомление с техникой «Шерстяная акварель» с целью развития умений «рисовать» окрашенной шерстью; содействие осознанию ценности.

«Шерстяная акварель» в подготовительной группе«Шерстяная акварель» в подготовительной группе Мастерство в детской руке или шерстяные чудеса Дошкольный возраст - это уникальный промежуток в жизни каждого человека, когда развиваются.

Мини-проект в подготовительной группе «Акварель и полиэтилен»Мини-проект в подготовительной группе «Акварель и полиэтилен» Дети и творчество – неразделимые понятия. Каждый ребенок в душе – художник и скульптор, певец и музыкант. Творческие порывы у детей проявляются.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группыПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Шерстяная живопись. РомашкиШерстяная живопись. Ромашки Приглашаю на мастер класс по шерстяной акварели. Для работы нам понадобится несколько цветов шерсти: -зеленая -синяя -голубая -коричневая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Фелтинг — искусство валяния из шерсти. Шерстяная акварель»
Опубликовано: 7 мая 2022 в 22:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Фелтинг — искусство валяния из шерсти. Шерстяная акварель»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Валентиновна Резникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД