Елена Зубарева
«Федорино горе». Автоматизация звуков [с], [ц]». Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Федорино горе»
Конспект подгруппового логопедического занятия
(старший возраст)
Е. П. Зубарева, учитель-логопед высшей категории
МДОУ «Детский сад №18 комбинированного вида» «Рябинка»
Цель:
Дифференциация звуков «С», «Ц» в словах и фразе. Развитие грамматически правильной речи.
1. Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «„Федорино горе“, Автоматизация звуков [с], [ц]“, Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- «Федорино горе», Чуковский К.И.
- «Федорино горе». Конспекты занятий
- Темочки
• Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] - [Ц];
• Продолжить учить давать характеристику звуков;
2. Коррекционно-развивающая задача:
• Продолжать развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать чувство бережливости, аккуратности;
• Продолжать осуществлять контроль за поставленными звуками.
Оборудование:
• Фрагмент мультфильма «Федорино горе», электронное письмо от Федоры с обращением к детям, слайды с предметные картинки на звуки [С] - [Ц] : ножницы, сковорода, кастрюля, самовар, сахарница, блюдце, перечница, посуда; цветные квадратики (синие, зеленые, красные, зеркала.
1-й слайд:
Ребята, послушайте:
И кастрюля на бегу,
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!"
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
- Посмотрите, кто это?
- Что случилось?
- Назовите произведение?
- Кто автор этого произведения?
2-й слайд:
Посмотрите, ребята, Федора прислала нам электронное письмо. Узнаем что там написано?
Поможем Федоре, ребята?
3-й слайд:
Отгадайте, над какими звуками, мы будем сегодня работать?
Посмотрите и назовите все картинки: сковорода, ножницы, сахарница, блюдце.
4-й слайд:
Да, мы сегодня будем работать со звуками [С] - [Ц] .
5-й, 6-й, 7-й, 8-й слайд:
Чтобы правильно произносить эти звуки, надо размять язычок, что нам в этом поможет? (артикуляционная гимнастика) :
9-й, 10-й слайд:
Ребята, посмотрите, на картинки, какая лишняя и почему?
11-й слайд:
Вы знаете, ребята, я не могу понять, что же тут нам пишет Федора. Может, вы объясните мне, какие буквы перепутала Федора?
«Цкачет Цито по полям, а за ним и блюдсе».
(Федора перепутала буквы с и ц)
Исправьте ошибки Федоры.
(«Скачет сито по полям, а за ним и блюдце»).
Вот видите, как важно правильно писать. Нельзя путать буквы, а то смысл текста будет непонятен.
12-й, 13-й слайд:
Давайте попробуем выяснить, почему Федора допустила ошибки? Чем похожи звуки [С] - [Ц]?
(Звуки [С] - [Ц] оба согласные, твердые и глухие).
Но чем же тогда они отличаются?
(Звуки [С] - [Ц] отличаются тем, что
по-разному произносятся и звук [Ц] не бывает мягким.)
Вы сказали, что звуки [С] - [Ц] по-разному произносятся. Давайте проверим, сможете ли вы их различить.
Поиграем с вами. Если, услышите звук [С] – покажите мне букву «с» указательным и большим пальцем левой руки, а если [Ц], то указательный палец правой руки приложите к губам.
с, ц, ц, с, са, ца, цы, су, ас, оц, уц.
Санки, цирк, огурец. нос, цапля, сабля.
Молодцы, ребята. Умеете, вы, различать эти звуки. Теперь, садитесь, будем выполнять следующие задания, помогать Федоре Егоровне.
14-й слайд:
Перед вами предметы посуды, вам нужно найти место звука в слове : игра «Куда спрятался звук?»
выполните следующее задание.
15-й слайд:
Нужно назвать слово и определить какой слышится звук С или Ц.
Молодцы ребята, правильно подобрали картинки к звукам, давайте выполнять следующее задание.
16-й слайд:
Скажите, из чего пьют воду, лимонад, сок? (стакан)
вам нужно при помощи цветных квадратиков выложить это слово.
- Сколько звуков в слове стакан?
- Назовите гласные, согласные?
- Сколько частей в этом слове?
- Какой 4-й звук в этом слове?
17-й слайд:
Какие, вы, ребята, молодцы! Теперь посуда обязательно вернется к Федоре Егоровне, а Федора больше никогда не перепутает звуки [С] - [Ц]. Давайте на прощанье ей еще раз напомним, чем отличаются эти звуки.
18-й слайд:
Давайте теперь посмотрим, вернулась ли посуда к Федоре?
Вот видите, все закончилось хорошо. Я думаю, что с вами никогда не случится такая история, потому что вы всегда будите аккуратными и бережливыми!
Федора благодарит вас, спасибо, ребята!
Используемая литература:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004
2. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособия для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : «Мозаика – Синтез», 2006
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. I период обучения / О. С. Гомзяк. -М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.-128 с. - (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР У дошкольников»).
4. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов).- М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-224 с.
5. К. И. Чуковский «Стихи и сказки» Ростов-на Дону «Проф-Пресс», 2010.-213 с.