Светлана Думлер
Конспект занятия по декоративному рисованию «Дымковская игрушка Петушок» с детьми старшей группы
▼ Скачать
Конспект
занятие
по изобразительной деятельности
с детьми старшей группы
Тема
Декоративное рисование
Автор (или составитель)
Педагог дополнительного образования
Думлер Светлана Викторовна
Старшая группа.
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию „Дымковская игрушка Петушок“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Петух, петушок. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Тема: По выбору детей. «Дымковская игрушка Петушок».
Источник:
Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада». Т. С. Комарова, В. В. Гербова, М. А. Васильева «Народное искусство в воспитании дошкольников.»
Г. Л. Дайт. «Русская игрушка».
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», старшая группа.
Педагог дополнительного образования Думлер С. В.
Цель:
Слепить из глины Дымковскую игрушку Петушок.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов; закреплять и углублять знания о Дымковской игрушке; учить видеть выразительную форму игрушки, соблюдать пропорции в деталях; научить расписывать просушенную игрушку.
Развивающие: развивать все приобретённые навыки в лепке, работе со стеком, в конструировании общей формы и дополнении ее деталями; знакомить со свойствами художественного материала – глина
Воспитательные: воспитывать самостоятельность в выполнении работы; дружелюбное отношение к коллективу.
СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ :
Ситуация, создающая мотивацию к занятию.
- Доброе утро ребята!
- А как вы думаете, почему мы говорим друг другу такие приветственные слова?
- Я думаю, что хорошее утренние настроение передаётся нам на весь день.
- Ребята расскажите мне, что хорошее и приятное может быть утром?
- Я часто бываю с ночёвкой в сельской местности. Очень люблю утром слушать перекличку петухов. Есть такая народная прибаутка:
Петушок, Петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Ты зачем рано встаешь?
Да и громко поешь?
Зачем громко поешь,
Детям спать не даешь?
-Почувствовали, с какой добротой люди обращаются к Петушку?
- Может быть кто-то из вас слышал песни петухов. Расскажите об этом?
- Где вы уже видели Петуха, кто расскажет?
- Петухи - очень красивые. Как выглядят эти домашние птицы?
- Какая особенность в их поведении?
- Героем каких сказок стал Петушок?
- Из-за того, что эта птица так любима, хороша, красива – ее часто изображают в русском народном творчестве. Петух часто является элементом народного орнамента в вышивке и в росписи. Русские умельцы делают глиняные игрушки Петушка. Расскажу вам про Дымковскую игрушку.
Это ремесло зародилось в давние времена в селе Дымково неподалёку от города Кирова. Зимой дома мастеров были полны глины, мешками с мелом, природными красителями (охра, уголь, красная глина). Были в хозяйстве и яйца, крынки с молоком. Это почти все, что нужно для создания глиняных игрушек. Так из комочка глины появлялось не просто игрушка и украшение дома, а целое произведение народного искусства.
У Дымковской игрушки свои традиции, свой стиль. Она особенно разнообразна по тематике, сложна по композиции, многоцветна. Дымковская игрушка часто была украшением народных ярмарок и гуляний. Любая фигурка – всадник, конь, баран, уточка, корова, дама в шляпе и кавалер в цилиндре, карусели и сцены чаепития.
- Скажите ребята кому интересно почувствовать себя мастером Дымковской игрушки?
- Что, если мы прямо сейчас вылепим Дымковскую игрушку Петушка? Кого заинтересовала эта идея?
- Замечательно. Вижу, вы готовы сразу этим заняться.
Расширение представлений по теме занятия.
Дымковская игрушка – трудоёмкое ручное ремесло, где все до мелочей делается аккуратно, выразительно и красиво. Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким речным песком, чтобы по просыханию на игрушке не было трещин. В работе используют разные виды стеков. Гуашь подходит для росписи игрушки. Кисти используют мягкие (белка, колонок) круглые.
Игровая ситуация «В мастерской Дымковской игрушки»
Я –мастерица Дымковской игрушки, сегодня я пришла к вам, чтобы обучить вас этому ремеслу.
Сделаю я игрушку Петушок. В своей мастерской я конечно же использую для работы глину. Готовая игрушка сохнет несколько дней. Только, когда Петушок хорошо высохнет, его можно будет расписать красками. По традиции русские мастера погружали игрушки в раствор мела и молока. После высыхания образовывалась надёжная белая плёнка. Сейчас часто используют смесь белой гуаши и клея ПВА. Для росписи в разноцветные гуашевые краски можно добавить или яичный белок, или клей ПВА. Существуют традиционные узоры для Дымковской игрушки : клетки, полоски, кружки, овалы, точки.
В детском саду, чтобы научиться лепить Дымковскую игрушку можно использовать светлый скульптурный пластилин. Элементы росписи можно показать цветным пластилином.
Вот я в своих руках разминаю послушный ком пластилина. Для лепки я его предварительно разогрела в теплом месте. Сначала я весь комок пластилина закатаю в шар, чтобы сгладить все морщинки. Затем выкатаю жгут. Лепка всех игрушек начинается именно так.
Жгут при помощи стека разрезаю на части (для тела Петушка, для ножек, для хвоста, для клюва и бородки, для крылышек).
Здесь обязательно нужно соблюдать пропорции. Все намеченные части игрушки выкатываются и вытягиваются в нужные формы. Комок для тела выкатываю в шар и вытягиваю из целого шею и голову. Еще комочек формирую в хвост.
Дальше идёт работа с цветным пластилином. К голове присоединяю детали : клюв, бородка, гребешок, ножки. Выкатываю два одинаковых жгутика для крыльев и «раздавливаю» их в «ленты». Все выкатанные детали соединяю, «примазываю». Скатываю маленькие кусочки разных цветов. Украшаю всю фигурку.
Практический показ лепки игрушки Петушок.
Раз, два, три, четыре, пять (сгибать и разгибать пальчики)
Будем с вами рисовать
(вращать кулачки)
Черточки, полоски
(пальцем изображаем короткие и длинные полоски)
Капельки и точки
(пальцем изображаем «капельки» и «точки»)
Лишь бы нам запомнить теперь
(руки к голове)
Как мы рисуем сетки Гжель.
(Руки вниз и в стороны) Физминутка «»
( Автор: Хирная Юлия Алексеевна)
Практическая часть занятия.
Дети самостоятельно выбирают место для работы,выбирают бумажные шаблоны (чайник, чашка и блюдце, ваза, блюдо, сахарница и т. д., организовывают рабочее место.
Идёт работа по росписи бумажных шаблонов фарфоровой посуды гуашевой краской (синяя и белая). Развиваются навыки в кистевой росписи, смешивании красок, составлении декоративной композиции, аккуратности.
Итог занятия.
- Что ты сегодня делал, для чего?
- Было ли тебе трудно? Как справился?
- Было ли тебе это делать интересно? Что больше всего понравилось?
- Чему ты сегодня научился? Кого еще научишь этому?
V. Завершение занятия.
Дети самостоятельно убирают своё рабочее место. Готовыми работами украшают игровой уголок.