Елена Жилкевич
Консультация «Двигательная память и её развитие в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность изучения двигательной памяти у дошкольников заключается в том,
что именно в этом возрасте происходит активное развитие всех видов памяти ребёнка, идёт активная подготовка к школе, где ему придётся усвоить много незнакомых и сложных дл него движений (например, письмо).
Публикация «Консультация „Двигательная память и её развитие в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
И, чтобы ребёнок был готов к усвоению огромного количества нового материала, и тех видов деятельности, в основе которых лежит движение, предъявляются особые требования.
Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Детство – это самая благодатная почва для развития памяти в её многообразии.
Двигательная память обнаруживается очень рано. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остаётся ведущей на всю жизнь.
Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Игра имеет очень важное значение в жизни ребёнка дошкольного возраста.
Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности. В игре дети получают опыт манипулирования предметами мира людей, знакомятся и усваивают нормы и правила социального поведения.
Использование свойственных ребёнку игровых приёмов позволяет направлять его деятельность и поведение, развивать психические процессы.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский неоднократно подчёркивал большое воспитательное значение игры, готовящей ребёнка к творческому труду, жизни, деятельности. Он отмечал, что в игре ребёнок ищет не только удовольствия, но и серьёзных занятий; игра – это мир практической деятельности ребёнка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные го потребности.
В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, развёрнутого и совершенного развития. На первых этапах игровая деятельность ребёнка носит в основном характер подражания действиям взрослого. Позднее игровая деятельность ребё нка получает социальную направленность: ребёнок приобретает опыт социального поведения, пытаясь в игре «примерить» на себя ту или иную социальную роль.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.
Детские игры были разделены на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).
В современной педагогике чаще используется следующая классификация игр: творческие игры (режиссёрские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом, игры с правилами (дидактические игры, подвижные игры).
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворения, что придаёт специфический оттенок движениям.
Правильно выбранная игра под руководством внимательного наставника позволяет одновременно проводить нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
В своей работе я использовала подвижные игры, хороводные игры, театрализованные игры.
В результате проведенной мною работы можно сделать вывод об эффективности использования игровых методов и приемов для развития двигательной памяти у дошкольников.
Чтобы успешно играть, ребёнку необходимо запомнить правила подвижной игры. Многие игры содержат стихотворное сопровождение. Запомнить и припомнить стихи, также является необходимостью ребёнка в игре. Многие игры заставляют ребёнка запомнить свое место (домик, расположение водящего, персонажей. А также ребёнку нужно запомнить способ передвижения.
Всё в подвижной игре очень интересно ребёнку, достаточно быстро запоминается, долго сохраняется в памяти.
Подвижные игры в основном коллективные, вырабатывают умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить своё место в колоне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей. Особое значение они имеют для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка.