Оксана Иванова
Консультация для родителей «Двигательная активность дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей
является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним
предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут
только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при
отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервнопсихического развития, высокой умственной и физической
работоспособности. Ведущими среди функциональных отклонений являются
Темочки:
нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы,
органов пищеварения; среди хронических патологий - болезни нервной,
дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические
заболевания. Большинство дошкольников имеют различные
нарушения в психофизическом развитии.
Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса
факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная
предрасположенность, социальные условия и др.). К наиболее значимым
внешним факторам, определяющим развитие малыша, относится семейное
воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка,
исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем
кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое,
нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие.
Важнейшим условием воспитания здорового дошкольника является
двигательная активность. Двигательная активность детей 4-5
лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется
прежде всего индивидуально-типологическими особенностями нервной
системы и физического развития, степенью самостоятельности детей и
устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим
упражнениям. Значимая роль в формировании ребенка принадлежит взрослым.
Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды.
Правильный подбор и рациональное использование физкультурного
оборудования способствуют развитию двигательной сферы дошкольника,
позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении,
формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности
использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимнастической
стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно
увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирование на крупном набивном мяче,
балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т. д. развивают
координацию и ловкость. Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на
велосипеде, самокате, катание на санках с горок способствуют развитию
ловкости и выносливости.
Езда на велосипеде, роликах, коньках, ходьба на лыжах стимулируют
развитие мышц ног. С целью укрепления стопы и профилактики
плоскостопия используются массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки,
шарики для захвата их пальцами ног, ребристые доски. Формированию
правильной осанки способствуют упражнения, выполняемые у стенки,
упражнения с детским эспандером, гимнастической палкой и другими
предметами.
Использование физкультурных пособий в подвижных играх помогает
развивать восприятие пространства и времени, ориентировку в окружающей
среде: дошкольник определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, а также по отношению к себе.
Участие в коллективных играх с элементами спорта (городки, волейбол,
футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей) и в спортивных упражнениях
(катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате) требует
от ребенка умения согласованно решать двигательные задачи и подчиняться
определенным правилам.