Зоя Сероватская
Духовно-нравственное воспитание дощкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно – нравственное воспитание дошкольников.
Интерес к проблеме воспитания духовно – нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Именно мы, взрослые, можем преподать детям уроки нравственности, развить в них духовные ценности, научить в первую очередь быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми, уметь дружить.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дощкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь с взрослыми, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова «так нужно», «так нельзя».
Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития. Так, доминирование восприятия на втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трем годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания. Наглядно – образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности.
Эмоциональность, свойственная дошкольникам, часто определяющая их поступки мотивом «Я хочу», постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами.
Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно: одни дети очень чувствительны, проявляют нравственную одаренность, другие отличаются нравственной черствостью (Н,Лейтес, Я. Корчак).
Детей нужно учить дружить, а понятие дружбы очень обширное. Это и умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, и уважение к мнению окружающих, и желание приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым. Умственное, психическое, социальное, эмоциональное даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складывается его отношения с друзьями. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей и. увы, огорчений тоже.
Мы можем помочь нашим детям научиться правильно, строить свои отношения со сверстниками с самого раннего возраста.
О дружбе написано огромное количество детских книжек и песенок, снято мультфильмов и художественных фильмов для детей. Их можно сделать своими союзниками и помощниками. Но наша задача – не навязывать детям свое понимание дружбы и свои взгляды на то, что есть хорошо, а что плохо. Нам необходимо сделать так, чтобы ребенок сам разобрался в этом, постиг своим собственным умом.
Я в своей работе по духовно – нравственному воспитанию детей руководствуюсь главной целью – это формирование у детей представлений о дружбе, положительных и отрицательных поступках, поведении.
В своей работе ставлю такие задачи:
- развивать доброжелательное отношение к окружающим, чувство единства, коммуникативные навыки игрового взаимодействия;
- учить разрешать конфликты с помощью положительных эмоций;
- воспитывать чувство сострадания, желание поддержать друга.
Кроме того, каждое занятие способствует развитию таких познавательных процессов, как речь, творческое мышление и воображение дошкольников.
Я хочу вам рассказать, какие можно проводить игры, например, на формирование представлений о дружбе.
Игра «Помощь друга».
Дети встают в круг лицом к его центру и складывают руки за спиной. Психолог касается руки одного из детей «перышком мечты» (это может быть любое птичье перышко). Ребенок, которого коснулись, рассказывает о своей мечте.
Психолог просит остальных участников подумать и рассказать, как можно помочь осуществить мечту.
Игра «Палочка – выручалочка».
Все встают в круг и по очереди описывают ситуацию, когда им была нужна помощь, например: было плохое настроение, болел зуб, кто – то обидел и т. д. После высказывания участника психолог, держа в руках «волшебную палочку», говорит: «Палочка – выручалочка помогай! Друга из беды выручай».
Ребенок, который знает, как помочь другу, поднимает руку, и психолог передает ему палочку. Участник, получивший палочку, прикасается ею к ребенку и предлагает свой вариант помощи.
В случае возникновения затруднения психолог сам прикасается палочкой к ребенку и рассказывает, как ему можно помочь.
Игры, на формирование представлений о доброте.
Игра «Добрые люди»
Дети встают вкруг.
Педагог – психолог поочередно бросает каждому из них мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет какого – либо доброго человека и объясняет, почему он добрый. ( Примерный ответ: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне.)
После того, как выскажутся все дети. Психолог просит их попробовать перечислить всех добрых людей, о которых они сказали.
Игра «Подумаем о доброте»
Дети встают в круг.
Выбирается водящий - «доброта». Педагог- психолог предлагает ему выйти из комнаты и подумать, что доброго он может сделать для кого – либо из детей.
По сигналу психолога дети хором произносят: «Нашу дверь мы распахнем, доброту мы в гости ждем».
Водящий заходит в комнату, берет одного из детей за руки, выводит в центр круга и говорит, что доброго он сможет для него сделать.
Затем водящий меняется, игра возобновляется.
Игра «Цветик – семицветик»
Педагог предлагает детям вспомнить сказку В. Катаева «Цветик – семицветик»(при необходимости сказка прочитывается накануне). Уточняется, что лучшим желанием девочки стало то, когда она позаботилась о больном мальчике. Это было самое доброе желание.
Педагог вносит в группу самодельный цветик – семицветик с разноцветными лепестками, которые легко вынимаются. Детям объясняется, что желаний всего семь и загадывать их мы будем не для себя, а для близких людей (для мамы, папы, сестры, бабушки и др.). Выигрывает тот, чье желание оказалось самым добрым.
Игры, на формирование представлений о любви к Родине, людям.
Игра «Поговорим о Родине».
Дети встают в шеренгу напротив педагога.
Педагог поочередно бросает детям мяч, спрашивает, в каком случае человек заботится о своей Родине, а в каком случае нет:
человек вернулся из леса с букетом ландышей;
Сажает возле дома деревья;
Подъехал на машине к озеру;
Отвез свою старую машину на специальную свалку;
выбросил мусор в канаву возле дома;
после отдыха в лесу закопал весь мусор и т. п.
Если ребенок дает положительный ответ, он ловит мяч, если отрицательный – отбивает.
В случае если остальные участники не согласны с мнением ребенка, игру следует остановить предложить детям обсудить этот вопрос.
Игра «Ворота любви».
Выбираются двое водящих, которые берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота любви», Остальные участники встают друг за другом «паровозиком».
Педагог произносит: «Чтоб друг друга мы любили, нам ворота дверь открыли», и дети начинают проходить через «ворота». По команде педагога «ворота закрываются», водящие берут одного из участников за руки и рассказывают о нем, что - либо хорошее.
Игра продолжается до тех пор, пока о каждом из участников не скажут хорошие слова.