Добкина Надия
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема духовно-нравственного воспитания детей сохраняет свою существенную значимость. Не случайно забота о физическом и нравственном здоровье детей — приоритет государственной образовательной политики. Национальная доктрина образования до 2025 года предусматривает включение в содержание образования духовно-нравственных ценностей. Во ФГОС второго поколения основным документом является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (разработчики А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков).
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Педагогическая наука и практика часто обращаются к опыту духовно-нравственного образования. Развитие представлений о моральных нормах, нравственности, взаимопомощи, справедливости, гражданственности и патриотизме является одним из наиболее важных составляющих формирования личности. Дошкольный возраст – это время воспитания души, активной социализации будущего члена общества, гражданина своей страны.
Организовать воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности без духовной составляющей, без общечеловеческих ценностей, объединяющих людей, невозможно. Идеи духовности, которые передаются из поколения в поколение, лежат в основе принципов формирования нравственно здоровой личности.
Сегодня наблюдается существенное изменение процесса социализации молодого поколения. Увеличение информационного потока, вовлеченность детей в социальные сети увеличивают риски для морального и нравственного благополучия детей с еще незрелой эмоциональной, волевой и ценностной сферами. Поэтому в настоящее время как никогда актуально духовно – нравственное воспитание через познание основ религиозной культуры, патриотизма и гражданственности.
По словам русского религиозного философа В. В. Зеньковского «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа». Формирование причастности к культурному наследию своего народа и воспитание бережного отношения к нему – один из факторов формирования социальной идентичности ребенка.
На основе анализа трудов педагогов, психологов, представителей духовенства и опыта коллег выдвинута следующая педагогическая идея опыта: личностное развитие, социализация ребёнка невозможна без формирования общечеловеческих, духовно-нравственных, общероссийских, и этнокультурных ценностей. В результате развивается способность принимать осознанные решения, усваивать нормы и правила поведения людей в обществе.
Обращение к основам религиозной культуры в условиях современного российского общества, когда идет поиск объединяющей идеи, особенно необходимо. Совершенствование способов реализации духовно-нравственных компонентов содержания образования находится в русле потребностей общества и государства.
Принципы духовно-нравственного воспитания должны быть использованы как можно раньше с учетом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Опыт работы в детском саду позволил заключить, что духовно-нравственная составляющая существенно дополняет и гармонизирует среду социализации ребенка.
При работе с детьми используются следующие принципы организации воспитательно-образовательного процесса : наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Основной характеристикой деятельности является сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Формы работы с детьми:
—занятия, беседы, игры духовно-нравственного содержания;
—все виды творческой художественной деятельности детей;
—проведение праздников;
—слушание сказок, рассказов;
—экскурсии, целевые прогулки в музеи, церкви, исторические места;
—организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
— постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания;
—организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Для организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей большую роль играет организация развивающей среды. Большое внимание в духовно-нравственном развитии уделяется ознакомление со своей малой родиной. Важным моментом в освоении детьми духовности, нравственности является ознакомление с художественной литературой.
Знакомство с литературным богатством родного края позволяет привить детям любовь к «малой» родине, уважение к своей истории, народам, языку.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей.