Ирина Сапронова
Духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра.
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направленно на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются такие базовые ценности:
патриотизм;
гражданственность;
человечество;
семья;
природа;
труд и творчество.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности, конечно же, начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье составляют основу гражданского поведения человека.
К сожалению, многие дети, которые находятся у нас в центре уже в ранние годы были лишены семейного тепла, ласки и самое главное были лишены любви. Есть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, не создают условий для нормального развития. И это порождает массу проблем в поведении таких детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.
Не секрет, что потребность, злобность, жадность, безразличие и многое другое формируют сегодня нравственную сторону наших воспитанников. Поэтому важнейшая задача педагогов нашего центра – научить каждого ребенка языку вежливости, правилам хорошего тона, выработать принятые манеры поведения, в основе которых «непременное соблюдение вежливости, любознательности, такта и отсутствие эгоизма».
Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любимым, а ребенок, проживающий в Центре, должен быть любимым вдвойне и независимо от того, красив он или нет, развит индивидуально или не очень. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости и заботы воспитателя и детей друг о друге, оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его духовно- нравственных потребностей.
Говоря о содержании духовно-нравственного воспитания, мы говорим о формировании у воспитанников таких качеств личности как: гражданственность, гуманизм, милосердие, чуткость, трудолюбие, ответственность, умение управлять своими эмоциями.
Мы должны стараться создать лучшее в нравственном и умственном отношении воспитанных людей, способных жить по кодексу человеческой чести. Поэтому задачи воспитательной работы педагога должны заключаться в воспитании духовно-нравственных качеств личности у детей, а именно:
-развитие потенциала души ребенка;
-развитие природного чувства красоты;
-способствовать формированию желания познать мир и приобретать знания.
На первом этапе нашей работы с детьми младшего возраста приемлемо обогащать их знаниями, умениями, положительным опытом, а также донести до них понимание того, что их любят, ценят, им доверяют, надеются на них. С этой целью можно использовать в работе такие методы, как: взаимодействие, убеждение, поощрение, доверие, личный пример, рассуждение, коллективная работа, ситуация успеха, совместный анализ поступка и др.
Работу по формированию духовно- нравственных качеств в группе, как показывает практика нашего центра, необходимо строить параллельно с такими направлениями в работе, как:
-отношение воспитанников к своему здоровью;
-отношение воспитанников к собственной учебной деятельности;
-отношение воспитанников к окружающим людям, старшим и младшим. сверстникам, друзьям;
-отношение воспитанников к своей малой и большой родине;
-отношение воспитанников к дому, где проживает;
-отношение воспитанников к пониманию значения культурных ценностей в собственной жизни.
Этому способствуют различные мероприятия, проводимые в центре во внеурочное время : воспитательские часы, беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, ребятам предлагается решение различных ситуаций.
Организованные тематические мероприятия способствуют улучшению психологической и социальной комфортности ребят в группе. Занятия должны проходить закономерно, соблюдая последовательность.
Беседы о вежливости, предупредительности, доброте, заботливости мы начинаем проводить с воспитанниками младших классах и строим их на доступных детям фактах и примерах, в том числе из их жизни в центре, в классе, школе, дома. Например, беседы на темы «Вместе возьмемся – всего добьемся», «О вежливости», чтение рассказов с этическим содержанием книг Б. Бушелевой «Поговорим о воспитанности» и В. А. Осеевой. При помощи таких рассказов раскрывается содержание духовно-нравственных понятий, формируется у детей положительное отношение к поступкам, соответствующим духовно-нравственным нормам, оказывается влияние на их поведение. Например, чтение и обсуждение таких рассказов, как «Честное Слово» Леонида Пантелеева, рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным». Также обсуждаем темы об истинной смелости, патриотизме, дружбе. При этом, характер обсуждения бывает разным и названия самих бесед звучат по-разному. Например, если темы дружбы и патриотизма для детей младшего школьного возраста озаглавливаем «Мы – дружные ребята», «Наша Родина самая лучшая», то для воспитанников средних и старших классов эти же темы названы так: «Чего я требую от своего друга», «О дружбе и любви», «Что ты вкладываешь в понятие «патриотизм»?».
Духовно-нравственное воспитание в центре строится не на порицании качеств личности воспитанников, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые присущи ребенку. Воспитанию таких черт и качеств способствует участие воспитанников в конкурсах различного уровня, на которых дети могут не только показать свои таланты, но и получить дипломы и грамоты, что поднимает уровень их самосознания и значимости в обществе. Кроме этого, участие в таких мероприятиях способствует развитию положительного социального контакта.
С. Т. Шацкий говорил: «Серость жизни для детского возраста, для подростка и юноши являются настоящим ядом, вызывающим огромную жажду ярких, острых переживаний». Положительными или отрицательными станут эти переживания зависит от взрослых, которые находятся рядом с ребёнком на протяжении всего времени его нахождения в учреждении. Поэтому мы должны очень постараться, чтобы воспоминания из детства были яркими, чтобы проводимая нами работа с детьми в стенах центра оставила свой добрый след в душе каждого ребенка, разбудила в нем внутреннюю, позитивную энергию, способствовала их дальнейшему развитию.