Виктория Зонова
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Благодарненского городского округа
г. Благодарный
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных условиях.»
Разработала:
воспитатель
В. В. Зонова
2020 г.
Введение
Зачем нужно духовно нравственное воспитание ребенку?
Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных условиях“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Духовно –нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
К. Ушинский
Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной).
Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Продолжительность: долгосрочный
Гипотеза проекта :
Использование педагогами и родителями МДОУ «ДС№2» средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок, художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
Актуальность проекта :
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно - нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Особое внимание в деятельности МДОУ «ДС№2» уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Насыщенность народного праздника иди игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Цель проекта :
Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи реализации проекта :
- формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России;
- расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей;
- формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог-ребенок – родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа: раннее детство – общение и предметная деятельность, дошкольное детство – общение и игра;
становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Ожидаемые результаты реализации проекта
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства МАДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Аннотация проекта :
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в учреждении программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Механизмы реализации проекта
- активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- формирование партнерского сообщества сотрудников МАДОУ №1 «Сказка», детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию;
- взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МАДОУ №1 «Сказка» с образовательными и культурными структурами города.
Методы реализации проекта
1. Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3. Практический метод :
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму», дидактических («Хорошие и плохие поступки», подвижных («Помоги дедушке», малоподвижных («Мирилка», и др. ;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника, ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир Основные мероприятия проекта
Этапы реализации проекта
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в МДОУ «ДС №2» построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и МДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Календарный план реализации проекта
Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».
4. Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей».
5. Развлечение для дошкольников «Семенов День – Мушиный праздник».
Октябрь
1. Обучающее занятие для старших дошкольников «В гости к бабушке на оладушки»;
2. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец».
3. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи».
4. Осинины – осенняя ярмарка (выставка работ из овощей).
Ноябрь
1. Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»;
2. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников)
Декабрь
1. Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника»;
2. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»
3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».
4. Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год».
5. Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».
6. Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки».
Январь
1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)
2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
3. Развлечение «Праздник Рождества».
4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».
Февраль
1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец».
2. Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».
3. Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.
4. Оформление фотоальбома «Наши праздники».
5. Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.
Март
1. Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро».
2. Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры».
3. Развлечение «Масленица». Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу».
4. Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».
Апрель
1.«Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников).
2. Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».
3. Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
4. НОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».
5. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.
6. «Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).
7. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».
8. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец».
Май
1. Тематическое развлечение «Праздник народных игр».
2. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»
3. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».
4. Беседа на тему: «Летние праздники».
Июнь
1. Развлечение «Троица – праздник русской березки».
2. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».
Июль
1. Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники».
2.«Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства);
3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»; «Целебное лукошко».
4. Организация выставки детских работ «Праздники».
5. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.
Ресурсы, необходимые для запуска проекта :
1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
4. Подборка подвижных, дидактических игр,
5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Ресурсы реализации проекта :
Информационные ресурсы;
Учебно-методические ресурсы:
библиотека, игротека, аудиотека, фонотека.
Финансирование проекта производится из фонда детского сада, путем добровольного пожертвования родителей (спонсоров).
Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
Формирование партнерского сообщества сотрудников МДОУ «ДС №2» детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию;
Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МДОУ «ДС №2» с образовательными и культурными структурами.
Критерии оценивания проекта :
Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребенка к образовательному процессу).
Выводы :
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
Проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос умным, добрым, мог жить, учиться и трудиться в современном обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Также способствует повышению профессиональной компетенции воспитателя, через участие в конкурсах различного уровня.
Опыт проектной деятельности особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в духовно-нравственном воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Благодаря такой планомерной работе, как проектная деятельность дети будут расти воспитанными, добрыми, послушными, культурными, способными быть настоящими патриотами своей страны.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а инновационные подходы помогают воспитателю создать личностно-ориентированную образовательную среду для развивающего взаимодействия детей, их родителей и педагогов.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только давать знания детям в этом направлении, но и дадут толчок для развития будущих патриотов нашей страны. Родители не равнодушны к работе детского сада в духовном развитии ребенка, и принимают активное участие в проектной деятельности. В детях закладываются основные ценности: добра, любви, ответственности, нравственного сознания.