Татьяна Кузьмина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Через художественную литературу ребёнок познаёт не только мир вокруг, но и себя в этом мире. В процессе чтения художественные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков.
В своей группе, я работаю над направлением ««Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Цель: способствовать формированию духовно-нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературы.
Задачи:
1. Повысить свой уровень знаний по данной теме, путём изучения методической литературы;
2. Разработать план работы с детьми младшего дошкольного возраста;
3. Подобрать художественную литературу по данной теме;
4. Развивать у детей познавательные процессы: речь, память, мышление.
5. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
6. Вызвать интерес с родителями в данном направлении.
Духовно-нравственное воспитание-одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Дошкольное детство-важный этап в становлении личности ребёнка. Важно, чтобы сам ребёнок с детства усвоил нравственные понятия и человеческие ценности.
В связи с важностью данного направления, я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы по нравственному воспитанию детей второй младшей группы средствами художественной литературы.
Правильные подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т. д.
В своей работе, в течение года, познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы.
Использую разные жанры художественного слова : потешки, стихотворения, сказки.
Например сказка «Волк и семеро козлят» показывает то, что добрые побеждают. Сказка «Репка» учит детей быть дружными. Также были прочитаны другие сказки: «Теремок», «Гуси-лебеди», «Зимовье», «Колобок» и ….
Прививаю детям культурно-гигиенические навыки с помощью потешек «Водичка-водичка» и т. д.
Также обучаю детей слушанию стихотворного текста: «Детки в клетке», «Мойдодыр» и др.
Проведена работа с детьми:
-чтение книг, нравственные беседы;
-чтение произведений о Родине, родном крае;
-чтение произведений о дружбе;
-изучение правил поведения по книге А. Усачёва «Уроки вежливости».
Я в своей работе пользуюсь разнообразными формами, методами:
-непосредственно образовательная деятельность;
-игровая деятельность;
-самостоятельная деятельность детей;
-рассматривание;
-чтение художественной литературы.
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Особую роль отводила занятиям, потому что считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Мною была составлена картотека дидактических игр, эти игры я использую на занятиях по художественной литературы.
Была подготовлена презентация по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством чтения художественной литературы.
Были проведены конкурсы рисунков детей: «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой».
Также проводила игры – на звукоподражание, стихотворения – перевёртыши,
Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры-драмматизации.
Совместно с воспитанниками принимала участие в различных конкурсах по теме.
Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.
Систематически читала и рассказывала русские народные сказки. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги подбирались выразительные, яркие – начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Особое место в группе отводится центру речевой деятельности, где оборудован уголок, в котором представлены сказки, картинки, раскраски, иллюстрации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию посредством художественной литературы оказалась результативной, а задачи и цель определены правильно.
Об итогах работы говорят следующие результаты:
- у детей формируется ценностное отношение к книгам;
-вырос интерес к чтению художественной литературы;
-дети стали дружелюбны к друзьям и окружающему миру;
-развиты представления нравственных качеств (добро и зло, честность, смелость, щедрость);
-способны эмоционально переживать.
Родители стали активнее принимать участие в жизни сада и группы. Стали больше уделять внимание чтению художественной литературы дома.
Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, уважения к родителям. Всё это является решающим фактором, обеспечивающим духовно-нравственное развитие дошкольников.