Есауленко Марина Васильевна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».
Цель:
воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, через эффективное сотрудничество детского сада с семьей.
Задачи:
разработать модель эффективного сотрудничества ДОУ с семьей по воспитанию духовно-нравственной личности;
определить и реализовать комплекс классических и инновационных методов, форм взаимодействия педагогов и родителей, способствующих успешному воспитанию личности;
создать организационно-педагогические условия сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников в микросоциуме.
Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, зависит от нас.
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс. «Духовность» (филос. Словарь) рассматривается - как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями; как способ самосовершенствования; как качество личности. Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Сегодня духовное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души. Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка- дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.
Развитие его духовного, психического и физического здоровья.
В условиях перехода на новые ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
• формирование начал патриотизма и гражданственности;
• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;
• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт) .
• воспитание уважительного отношения к труду.
В основу формирования подходов к определению сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» для детей дошкольного возраста предложены следующие принципы:
1. отбор знаний, наиболее актуальный для ребенка данного возраста.
2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;
3. дифференцированный подход к каждому ребенку;
4. рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту;
5. принцип интеграции образовательных областей;
6. деятельный подход;
7. развивающий характер обучения.
Методы и приемы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ:
• Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.
• Игра является и средством, и методом воспитания. Эта деятельность дает ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Формирование нравственных качеств особенно активно происходит в дошкольном детстве.
• Нравственное воспитание в игре невозможно без участия взрослого. Воспитатель направляет и регулирует отношения детей в игре, используя приёмы, соответствующие возрасту и игровым умениям детей.
Главный результат такой совместной с родителями и детьми работы заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
В. А. Сухомлинский долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались такими выводами: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».
При подборе литературы для чтения детям, уделяем большое внимание тем произведениям, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. Например, «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь» - наказ слушаться старших; «Финист-ясный сокол» - воспитание любви, заботы о ближнем; «Зимовье зверей» - развитие дружеских взаимоотношений, т. к. дружба помогает победить трудности; «Заяц - хваста» - осуждение хвастовства; «Снегурочка» - воспитание доброжелательности и сочувствия. При обсуждении произведений задаю детям вопросы, побуждающие их помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько возможных версий и выбирать самую оптимальную, подходящую, удобную нацеливаю детей на то, чтобы они могли придумывать на ходу несколько возможных версий и выбирали самую оптимальную, подходящую, удобную. Детям подготовительной группы предлагаю стать сказочниками и сочинить свои сказки. Прежде чем привлекать детей к сочинению сказок учу их следующим приемам: обдумывание замысла, образов, логическое развертывание сюжета, завершение сюжета.
Формы работы с семьей:
1. Родительские собрания на духовно – нравственные темы.
2. Лектории для родителей.
3. Открытые показы воспитательного процесса.
4. Совместные праздники.
5. Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам)
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост. : Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М. : УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
3. Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе. / Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
4. Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М. : Издательский дом «Покров», 2004.
5. Петрова В. И., Стульчик Т. Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
6. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования. -2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.-168с.
7. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.
8. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина. : Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2004.-80 с.
9. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2005. -72 с.
10. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
11. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт. -сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.-103с.
12. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт. -сост. В. Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.