Екатерина Болотникова
Духовно — нравственное воспитание детей раннего возраста через уклад и традиции семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый повседневный труд по формированию культурной, духовно-нравственной, эстетической личности через передачу культурного наследия, накопленного разными поколениями.
Семейные традиции оказывают серьезное влияние на особенности домашнего воспитания, коррекцию детско-родительских отношений, морально-психологический климат семьи, на фоне которого создаются основы для развития и становления личности ребёнка, обеспечивая её дальнейшую жизнедеятельность. В каждой семье воспроизводятся свои традиции, основу которых составляют образцы духовной, эстетической, национальной и материальной деятельностей всех членов семьи. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз и навсегда данными. Их назначение в человеческом обществе остаётся неизменным – они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, функционирующих в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека как доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.
Публикация «Духовно — нравственное воспитание детей раннего возраста через уклад и традиции семьи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
Семейные традиции и обычаи являются символом чего-то вечного, дают ощущение близости и сплоченности всех членов семьи. То, как сложится жизнь ребенка, во многом зависит от того, как родители ему ее преподнесут. Если они смогут донести до него все прекрасное, что есть в этом мире, он попробует перенести это и в свою семью.
По установившимся семейным традициям можно судить о нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях, и, следовательно, о ее воспитательных возможностях.
Семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное, духовно-нравственное развитие ребёнка проходит более успешно.
Так что же такое семейные традиции, и какую роль играют в формировании личности ребенка?
Семейные традиции — принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Смысл традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что.
Какие существуют семейные традиции?
1. Одной из важных традиций являются семейные праздники.
Семейные праздники - это вехи в истории семьи, ее маленькие обряды и ритуалы, сохраняющее тепло семейного очага. Включение ребёнка в процесс семейных праздников будет способствовать обогащению его внутреннего духовного и культурного мира, развитию художественно-эстетической и личностной культуры. Учитывая особое значение семейных праздников как основы зарождения семейных традиций, необходимо заботиться о том, чтобы каждый член семьи (взрослые и дети) испытывал чувство удовольствия и удовлетворения от них.
В праздник «Рождество» - семьи со своими детьми посещают богослужения или просто говорят о добре, рассказывают о празднике.
На «Колядки» - мамы разыскивают интересные колядки, вместе с детьми их разучивают, готовят костюмы для ряжения. А вечером всей семьей идут поздравлять своих бабушек, дедушек и крестных. Мы с детьми наряжаемся, наблюдаем за старшими группами, которые колядуют
«День защитников отечества» - знакомим детей с праздником, который отмечается 23 февраля. Здесь воспитывается чувство патриотизма, долга, ответственности перед родиной, мужество, честь, отвага. К этому дню мы украшаем приемную, проводим беседы о папах.
На «Масленницу» - родители вместе с детьми изготавливают куклу из соломы, пекут блины с разными начинками, знакомят с народными традициями, ходят на площадь, катаются на лошадях. В этот день в детском саду традиционно пекут блины. Во дворе устанавливают чучело «Масленницы» и мы наблюдаем как проводится праздник, нас приглашают на хоровод.
В день «8 марта» - воспитываем уважительное отношение ко всем женщинам. Подготавливаем совместно с детьми подарки для мам – открытки. Раньше организовывали чаепитие с мамами.
«Пасха» - на этот великий праздник родители со своими детьми ходят в гости и обмениваются яркими и красивыми яйцами, вкусными куличами, угощают всех традиционными пасхальными блюдами. Родители приносят поделки.
На «День Победы» - родители рассказывают об этом празднике, воспитывают у детей чувства благодарности, гордости за своих дедов и прадедов, погибших в Великой Отечественной Войне, ходят на парад. Мы совместно с родителями принимаем участие в Акциях «Окна Победы».
Дни рождения членов семьи - это одно из знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других. Мы поздравляем детей с днем рождения, водим хоровод.
«День матери» - самый светлый, теплый, добрый семейный праздник, который отмечается в нашей стране. Здесь мы воспитываем у детей уважение и любовь к матери. В этот день мы оформляем фотосушку в холле, развешиваем фотографии мамы с ребенком.
«Новый год» - это праздник, который объединяет родных и близких! В каждой семье есть свои новогодние традиции, рецепты, и, безусловно, огромное желание детей участвовать в подготовке к празднику, украшении елки. Мы, в свою очередь, организуем выставки творчества родителей совместно с детьми.
Т. е. к каждому из знаменательных праздников мы организуем выставки творчества родителей и детей, в родительском уголке вывешиваем информацию о праздниках.
2. Не менее важная традиция – семейный обед. Это час дружеского общения и отдыха, ведь за столом, когда вся семья в сборе, можно обсудить, что произошло за день, поделиться впечатлениями и просто ощутить свою семью единым целым, а себя ее неотъемлемой частью. Также эта традиция поможет приучить ребёнка культурному общению и правилам поведения за столом, накрывать, сервировать и украшать праздничный стол, правильно пользоваться столовыми приборами, запоминать названия блюд. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.
3. Семейные истории и просмотр фотоальбомов. Наша память хранит множество историй: грустных, радостных, мудрых, забавных, героями которых были вы сами и члены вашей семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Просмотр семейных фотографий помогает ребёнку познавать мир, ведь познание он начинает именно с семьи. Если ребёнок растёт в доме, по которому развешены снимки бабушек и дедушек, в доме, где просмотр семейного альбома — добрая традиция, он с самого раннего возраста ощущает себя частью чего-то большего, чем он сам. Ребёнок должен знать, кем были его предки и откуда произошла его фамилия.
4. Творческие посиделки с бабушкой - воспитывают у детей любовь и уважение к бабушкам, да и ко всем пожилым людям; показывают важность присутствия бабушки в семье, её значимость в воспитании внуков. В процессе общения и совместного творчества (вязание, вышивка, приготовление еды и т. д.) ребёнок знакомится с национальными традициями; осваивает общекультурные способы создания и украшения конкретных предметов быта; приобщается к ручному художественному труду.
5. Традиция читать детям книги. В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д, так как именно они вмещают в себя все ценности родного языка). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.
6. Экскурсия выходного дня (в музей, на выставку, в театр). Такие экскурсии для ребёнка всегда праздник. Посещение массовых мероприятий способствует целенаправленному приобщению ребёнка к миру культуры и прекрасному, накоплению эстетических и художественных впечатлений – (ребёнок становится вдумчивым, чувствующим зрителем и соучастником). Поход ребенка в музей вместе с семьей – это встреча с неведомой для них историей города, а для родителей – это необычное мероприятие вне детского сада, возможность понаблюдать за ним со стороны.
7. Обсуждение планов на ближайшие дни, выходные, каникулы, способствует воспитанию самостоятельности, ответственности. Дети обязательно должны тоже принимать участие в обсуждениях, высказывать свое мнение. В этом случае дети чувствуют искренний интерес к себе. Это способствует развитию благоприятного климата в семье, расширяет представление родителей о значимости духовно-нравственного воспитания; формирует у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств юного поколения, их приоритетности в жизни каждого человека, показывает ценность духовного богатства человека.
Мы видим, что роль семейных традиций в жизни ребенка очень важна и позволяет:
- гордиться детям своей семьей;
- дают возможность проявления положительных эмоций;
- обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их;
- сохраняется и укрепляется связь между поколениями;
- играют огромную роль в системном, планомерном и обдуманном воспитании детей.
Мы в своей работе так же поддерживаем традиции, работаем с родителями по укреплению и возрождению семейных традиций. Раньше, до пандемии, проводили родительские собрания 4 раза в год, обсуждали все вопросы. Сейчас основная работа идет через мессенджеры, учавствуем в акциях, выкладываем статьи, полезную информацию. Т. е. побуждаем родителей, чтобы были активными.
Таким образом, обогащение содержания семейных традиций будет способствовать полноценной организации жизнедеятельности семьи, поможет совершенствовать процесс домашнего воспитания детей дошкольного возраста, обеспечит взаимопонимание между детьми, родителями и другими членами семьи. Возрождение семейных традиций как эффективный способ хранения и передачи культурных ценностей подрастающему поколению сформирует устойчивый каркас социокультурной среды современной семьи в обществе.
Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости и эмоционального благополучия будет у малыша и в дальнейшей жизни. Спасибо за внимание!