Дигурова Яна
Друдлы как способ развития мышления и творческих способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В связи с тем, что произошло обновление системы дошкольного образования, перед педагогом возникла задача воспитания дошкольника «нового поколения». Он должен обладать творческим, креативным мышлением, иметь хорошо развитое воображение. Ребенок должен учиться мыслить нестандартно, с разных точек зрения подходить к проблеме. Существует множество методик и тренингов, развивающих эти навыки современного ребенка. И мы, педагоги, не должны забывать о том, что в дошкольном детстве формируются основы творческого мышления. Мое внимание привлек один из перспективных современных методов - техника «Друдлы». В своей практике я решила использовать данную технологию, потому что «Друдлы» обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение.
Публикация «Друдлы как способ развития мышления и творческих способностей старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Цель работы: развитие творческих способностей и мышления старших дошкольников, используя технологию «друдлы».
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с новой формой работы – картинками «Друдлы».
Развивающие :
-Создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления, речи.
-Поощрять инициативность и самостоятельность в работе;
-Тренировать усидчивость
Воспитательные:
-Способствовать воспитанию у детей творческой инициативы.
Планируемый результат:
Развитие у детей мышления, творческих способностей, умения подойти к ситуации с разных сторон, развитие связной речи. В масштабах целой страны друдлами увлеклись в 1953 - ем. Увлекся данной игрой американец Роджер Прайс. Он был автор – юморист и использовал друдлы в качестве развлечения для публики. А в 1953 году издал книгу под названием "Droodles" В скором времени сборник несметного количества головоломок пропиарили абсолютно все средства массовой информации, и началась друдломания.
То есть «друдлы» включают в себя рисование как процесс развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения и способствует овладению связной речью и обогащению словарного запаса.
«Друдлы» - это черно – белые картинки - загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Смысл «Друдлов» - придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. Самое главное в этой игре – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.
Чаще всего «Друдл» — это минималистичная картинка в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры. Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.
Подходящий возраст: дети от 5 лет и взрослые.
Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном».
Чем же полезна технология «Друдлы»?
- она развивает у детей речь, укрепляют связь между воображением и речью. Когда они рисуют, то проговаривают то, что рисуют. Ведь если заниматься с ребенком в паре, то без общения не обойтись.
Многим знакомо ощущение, когда слово вертится на языке, но мы не можем вспомнить его, а придумывая названия для друдлов, мы развиваем навык актуализации пассивного словаря.
- тренирует творческое мышление. Для друдла нужно придумать несколько названий, поэтому в работу включается творческое мышление. Нужно посмотреть на рисунок под разными углами и сообразить, что же это тебе напоминает, включить в работу поиск альтернатив.
Друдлы заставляют задуматься о том, что возможно множество интерпретаций, и не нужно хвататься за первую попавшуюся.
- игра развивает и у детей, и у взрослых логическое мышление, расширяется сознание, снижается боязнь проявлять инициативу, повышается интеллектуальный уровень;
-игра развивает воображение;
Например, рассмотрим «Друдл» :
Можно подобрать несколько различных вариантов о том, что изображено. И все они будут правильные.
Варианты:
-бабочка ползет по ниточке;
-песочные часы уравновешиваются на веревке;
-бабочку зажало дверью лифта;
-двери шкафа в ручками;
-два топора повернут лезвиями в разные стороны;
-два бильярдных стола с треугольниками.
Когда же можно использовать друдлы? Эту игру я использую на занятии с детьми старших и подготовительных групп, на занятиях с детьми ОВЗ. Так же будет не менее эффективно и использование данной игры с педагогами, для снятия эмоционального напряжения и просто отдохнуть.
Друдлы можно разделить на несколько групп по уровню сложности:
-простые (друдлы, где имеется немного элементов);
-средние (друдлы, где элементов уже больше);
- сложные (друдлы, где максимальное количество элементов);
Использование технологии «Друдлы» в работе с детьми.
Для того, чтобы выяснить, на сколько эффективна данная технология, я провела психологическую диагностику уровня мышления и воображения дошкольников. Я использовала методики Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду» и несколько, специально отобранных только для диагностики друдлов. Диагностирование я провела в начале и в конце года на детях старшей, подготовительной и группы компенсирующей направленности обучающих с ТНР.
По результатам диагностики в начале и в конце года я получила, что после применения технологии «Друдлы» высокий уровень развития мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста повысился на 30%, средний уровень уменьшился на 18 % и перешел в высокий.
Следует отметить, что после внедрения технологии «Друдлы» и проделанной работы с детьми очень изменились показатели уровня развития творческих способностей и мышления дошкольников. Дети стали более активны, инициативны. Их работы стали более разнообразны, красочны и многоцветны. Дети легко придумывают разнообразные сюжеты в изобразительной деятельности. Качественно и количественно обогатился словарный запас детей. Сформирована способность к речевому описанию сюжета. Активизирована фантазия, воображение. Воображение стало обширнее, а мышление – разностороннее. Только у 3% детей выявился низкий уровень развития мышления и воображения.
В результате проведенного исследования наблюдается положительная динамика в развитии мышления и воображения у детей.
Технология Друдлы подходит для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Данная работа проводилась в несколько этапов:
1 этап - Знакомство. На данном этапе мы с ребятами познакомились с технологией «Друдлы», рассмотрели несколько простых картинок, изучили историю создания. Я рассказала, что это такое, кто изобрел данный вид игры и как с этим работать.
2 этап – «Простая» практика. Здесь используются простые друдлы, где наиболее ясно видно, что может картинка напоминать. (Длится несколько занятий). На данном этапе я раздаю 1 друдл распечатанный на листочке и много его копий, чтобы ребенок мог дорисовать каждый новый друдл и превратить его в то, что ему видится в нем.
Мы обсуждаем с ребятами то, что у нас получилось, отмечаем похожие варианты и, наоборот, редкие и необычные версии.
3 этап – «Разнообразие работы с друдлами».
Следующим этапом нашей с детьми игры стало рисование картин из предложенных друдлов. Я раздавала напечатанные друдлы, а ребята подрисовывали что-то свое. В результате, получались очень интересные картины, о которых мы подолгу беседовали. Каждый хотел рассказать о своем произведении, о том, что он увидел, что решил изобразить.
На этом же этапе мы научились составлять рассказы по друдлам. Ребятам были предложены несколько специально подобранных друдлов, они определяли, что в них зашифровано и составляли небольшие забавные рассказы.
Еще один вариант работы с друдлами – загадки. Прочитать загадку и в качестве вариантов ответа предложить детям несколько друдлов, но только в одном будет спрятан ответ.
Заключение
Опираясь на свой практический опыт работы с детьми, применяя технологию «Друдлы», я могу сделать вывод об эффективности методики и рекомендовать друдлы коллегам к применению в профессиональной деятельности, так как при минимуме затрат (время, трудоемкость) они получат максимальный результат, выражающийся в уровне развития воспитанников ДОУ. Также данная технология очень проста в использовании. Подходит для внесения «изюминки» в занятия. А еще друдлы нравится детям, они с нетерпением ждут следующих занятий.
Друдлы способствуют развитию мышления и воображения, что очень полезно для любого возраста. Поэтому в своей дальнейшей работе планирую реализовать применение технологии «Друдлы» в работе с педагогами и родителями для развития мышления, творческих способностей, снятия эмоционального напряжения и просто для отдыха.