Мхитарян Наталья Васильевна
Конспект открытого логопедического занятия «Дорога к красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого логопедического занятия
"Дорога к красивой речи"
Цель занятия : коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия „Дорога к красивой речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Закреплять знания о звуках, дифференцировать согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; закреплять артикуляцию звуков; соотносить звуки и буквы с символами. Учить слушать и слышать, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навыки фонематического восприятия, звукового анализа.
Коррекционно-развивающие:
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов. Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать двигательную активность, координированность движений, чувство ритма. Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи; улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок. Развитие логического мышления. Развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные:
Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности. Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий. Развивать самоконтроль за поведением и речью. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность. Учить работать в коллективе. Развивать эмоционально-волевую сферу. Профилактика дисграфии.
Оборудование:
Разрезные картинки, раскраски с изображением букв, цветные карандаши, картинки на звук [р], [л], магнитная доска, магниты, буквы и слоги для составления слов, презентация, логопедические пособия (сделанные своими руками, индивидуальные зеркала.
1 часть: Вводная
Ход занятия:
(слайд 1) Орг. момент.
Сядем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг,
здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Логопед : Ребята посмотрите, сегодня у нас гости. Давайте улыбнемся нашим гостям! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие, а это путишествие будет очень увлекательным так как мы пойдем по необычной дороге, а по дороге красивой речи. Хотите со мной?
Скажите, ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Давайте, подойдем к нашему домику эмоций и поставим в окошечки наших спайликов настроения. Молодцы, ребята. (садятся на свои места).
-Все вы занимаетесь на логопедических занятиях. Вы учитесь правильно произносить звуки, слышать звуки, различать похожие звуки, вы учитесь чётко и понятно говорить. Давайте посмотрим, как мы это умеем.
- Итак, мы отправляемся в путешествие! А на каком транспорте можно путешествовать? Мы с вами отправимся на паровозике. Итак, в путь!
2 часть: Основная.
(слайд 2) песенка мы едем едем едем в далекие края.
(слайд 3) Станция Гимнастическая Звучит цирковая музыка
-Мы прибыли на станцию «Гимнастическую» и сейчас будем выполнять гимнастику для наших губ и язычков.
Цель упражнения: Развитие артикуляционной моторики.
«Заборчик»
«Хоботок»
«Чашечку»
«Трубочку»
«Часики»
Кто дольше прорычит
-Мы снова отправляемся в путь, впереди нас ждёт станция «Загадок».
(слайд4) песенка мы едем едем едем в далекие края
(слайд 5) Станция Загадок.
-Мы прибыли на станцию «Загадок». Потренируем смекалку, сообразительность, ум.
Цель упражнения: Развитие умения слушать и слышать, понимать фразу.
(слайд 6) Са-са-са - вот летит оса.
Су-су-су - лесу увидели лису.
Сы-сы-сы - у сома усы.
Сэ-сэ-сэ - рядом с садом есть шоссе.
Со-со-со - сдулось колесо.
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
ЛУ! ЛУ! ЛУ!
Нитку вдели мы в. (иглу)
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
ЧУ! ЧУ! ЧУ!
Футболист бьёт по. (мячу).
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
ЩИ! ЩИ! ЩИ!
В дождь наденем мы. (плащи)
ША! ША! ША!
ША! ША! ША!
Спеленали. (малыша)
ЖУ-ЖУ-ЖУ,
ЖУ-ЖУ-ЖУ -
Волк не страшен лишь. (ежу)
ЦА-ЦА-ЦА,
ЦА-ЦА-ЦА -
Птица вывела. (птенца)
-Мы снова отправляемся в путь.
(слайд7) песенка мы едем едем едем в далекие края.
(слайд8) Станция Звуковая.
Цель упражнения: Умение различать речевые и не речевые звуки.
1 задание – сейчас вы услышите разные звуки, вам нужно узнать кто кричит или что звучит… (голоса диких,домашних животных)
Цель упражнения: Развитие фонематического восприятия.
2 задание – сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук». Вам нужно хлопнуть в ладошки 1 раз, когда вы услышите слово со звуком [ш], хлопнуть в ладошки 2 раза когда вы услышите слово со звуком [ж] :
ужи-уши, шарил-жарил, тужил-тушил, шалил-жалил
А теперь, нужно хлопнуть в ладошки 1 раз, когда вы услышите слово со звуком [с], хлопнуть в ладошки 2 раза когда вы услышите слово со звуком [ш] :
со звуком [с] : крыса – крыша, шутки – сутки, уши – усы, мишка – миска
Цель упражнения: Формирование навыка звукового анализа.
3 задание – дети по очереди называют одежду в словах, в которых есть звук «ш» «Ж» и распредетить их по сезону в гардеробы. (раздать карточки одежды и картинки гардероба)
Цель упражнения: Развитие звукового анализа.
4 задание – я буду читать вам предложения, а вы внимательно слушайте – все ли слова я буду правильно говорить. Если какое-то слово я произнесу неправильно, то вы должны исправить ошибку.
- Над цветком кружит и жужжит зук.
- Зимой на прогулку я надеваю тёплую сапку.
- В обед вся наша семья собирается за большим штолом.
- Перед обедом обязательно вымой луки.
Цель упражнения: Формирование навыка звукового анализа.
Дифференциация звуков.
5 задание – каждому учащемуся предлагаю картинки. Определите, в названии каких картинок есть звук [ш], а в каких звук [с]. Мы будем прикреплять картинки под соответствующими буквами на магнитную доску.
-Мы отправляемся к следующей станции.
(слайд 9) песенка мы едем едем едем в далекие края
(слайд10) Станция Физминутка
Цель упражнения: Развитие общей моторики, координированность движений, чувство ритма.
(слайд 11)1. Исполням точные движения, под музыку со мной.
Логопед :
- Ветер северный подул «С-С-С-С-С-С»
-Все листочки с веток сдул (дуем на пальчики)
-Все листочки закружились (плавно показывае кистями как падают листочки)
-И на землю апустились (руки положили на колени)
-Дождик стал по ним стучать «кап-кап-кап» (пальчиками постукиваем по коленям)
-Град по ним заколотил,листья все на сквозь пробил
(кулочками стучим по коленям)
-Снег потом припорощил (поглаживаем колени,
одеялом их накрыл (се. бя обняли)
Логопед :Мы отправляемся к следующей станции.
(слайд 12) песенка мы едем едем едем в далекие края
(слайд 13) Станция Ловкие пальчики
Цель упражнения: Развитие логического мышления.
Давайте продемонстрируем ловкость наших пальчиков,
ребята, вы должны собрать картинку и правильно показать и назвать изображение пальчиков. (карточки с изображением фигуры пальцами)
- Впереди нас ждёт станция «Чистоговорок».
(слайд 14) песенка мы едем едем едем в далекие края
(слайд 15) Станция Чистоговорок.
Цель упражнения: Развитие всех сторон речи ребенка (фонематический слух, звукопроизношение, словарь, грамматика, связная речь) Автоматизация, дифференциация звуков.
-Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки. Я буду внимательно следить, кто произнесёт скороговорку лучше всех.
(слайд 16) Са-са-са – вот летит оса.
За-за-за – бегает коза.
Ши-ши-ши – наши малыши.
Жа-жа-жа – иголки у ежа.
Чу-чу-чу – чаю я хочу.
Цо-цо-цо – на пальце кольцо.
Лы-лы-лы – мы ещё малы.
Ру-ру-ру – будем мы играть в игру.
-Мы снова отправляемся в путь.
(слайд 17)Отрывок песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»
(слайд 18)Станция – Словарная.
Цель упражнения: Развитие связной речи.
-Мы прибыли на станцию словарная. Я раздам Вам конверты, а Вы дожны:
1 задание – составить слово из букв.
2 задание – составить слово из слогов.
3 задание – Работа в парах. Должны назвать как можно больше овощей, вторая – фруктов.
-Мы снова отправляемся в путь.
(слайд 19) песенка мы едем едем едем в далекие края
(слайд 20) Станция Сказочная.
Цель упражнения: Умение слушать, слышать и понимать фразу. Развитие внимания, памяти (слуховой, зрительной).
Задание 1: отгадайте, что это за сказки. Отрывки из мультфильмов
Задание 2: назовите как можно больше сказочных героев.
3 часть: Заключительная.
- Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Красивой речи. Ребята вам понравилось путешествие. А на каких станциях мы побывали и что вам больше всего понравилось?
- Посмотрите, ребята с каким настроением вы пришли на урок. А сейчас у Вас изменилось оно или осталось прежним? Давайте, подойдем к нашему домику эмоций и поставим в окошечки наших человечков настроения. Молодцы, ребята. (садятся на свои места).
(слайд заключительный)
-Я желаю вам всегда правильно произносить звуки, чётко и понятно говорить и научиться слушать собственную речь. Говорите правильно и красиво!
Самоанализ
открытого логопедического занятия
по теме: "Дорога к красивой речи"
Логопедическое занятие, проведенное мною в старшей группе, направленно на профилактику и коррекцию дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ.
У детей отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произвольной дифференциации звуков речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройство памяти, внимания, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. Таким образом, нарушения устной и письменной речи очень часто встречается у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые заключения детей группы (ОНР 3 уровня, особенности психического развития детей школьного возраста, индивидуальные возможности каждого ребенка.
Учитывая все это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.
Цель занятия : коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять знания о звуках, дифференцировать согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; закреплять артикуляцию звуков; соотносить звуки и буквы с символами. Учить слушать и слышать, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навыки фонематического восприятия, звукового анализа.
Коррекционно-развивающие:
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов. Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать двигательную активность, координированность движений, чувство ритма. Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи; улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок. Развитие логического мышления. Развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные:
Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности. Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий. Развивать самоконтроль за поведением и речью. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность. Учить работать в коллективе. Развивать эмоционально-волевую сферу. Профилактика дисграфии.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия. Считаю эффективным использование способа коррекции с помощью сопряженных движений.
Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова - с одной стороны, умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов – с другой позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты.
На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Путешествуя на паровозике по станциям, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети произносили изолированные звуки, затем слоги и слова с изучаемыми звуками и, наконец, предложения (составляли самостоятельно, проговаривали скороговорки).
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.
Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена физминутка, которая отражала тематику занятия : развитие общей моторики, координированность движений, чувство ритма.
Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия (в том числе и сделанные руками учащихся, дидактический раздаточный материал, и ТСО. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия.
На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались задания, побуждающие их использовать в собственной речи изучаемые звуки. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.
В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.
Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.