Галина Грабина
Конспект занятия «Домашние животные и их детёныши»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа: чтение художественных произведений о домашних животных, беседы о них, лепка домашних животных, игры-драмматизации, составление мнемотаблиц, их использование при заучивании и рассказывании.
Ход занятия:
Логопед: - Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, мы с вами попробуем отгадать загадки.
Игра «Угадай животное».
Темочки:
- Домашние животные и их детеныши
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Отгадывание загадок. На доску выставляются.
1. Без расчески причесалась
И умылась без воды,
В кресло мягкое забралась
И запела на все лады.
Маленькая, пушистая, ласковая – Кошка.
2. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
Лохматая, пятнистая, злая – Собака.
3. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова.
Рогатая, бородатая, бодливая - Коза.
4. Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
Сильный, резвый, стройный – Конь
5. Спереди — пятачок,
Сзади — крючок,
Посредине — спинка,
На спинке — щетинка.
Толстая, неторопливая, ленивая – Свинья
6. Живёт она у нас в хлеву,
Жуёт и сено, и траву,
И молоко попить даёт.
Так кто её мне назовёт?
Большая, спокойная, рогатая – Корова.
7. Завиточки на рогах,
А колечки на боках.
Вышел он поесть ромашек.
Как зовут его?
Кудрявый, тонконогий, пугливый – Барашек.
По мере отгадывания логопед выставляет картинки с изображением домашних животных.
Логопед: - О ком были загадки?
Дети: О домашних животных.
Логопед:- Почему их называют «домашними»?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком, который о них заботится и за ними ухаживает.
Логопед: - Сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.
Артикуляционная гимнастика
Логопед: А теперь, ребятки, давайте представим, что наш язычок превратился в «Лошадку». Это лошадка Серый Бок. Когда она бежит, ее копыта цокают. Научи свой язычок красиво цокать, если хочешь поиграть с лошадкой.
Я лошадка Серый Бок, Цок – цок - цок,
Я копытцем постучу, Цок - цок,
Если хочешь – прокачу! Цок - цок.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, цокать медленно кончиком языка, сделать, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык).
Игра «Чья мама, чьи детки?»
На доску выставляются мнемотаблицы, мнемосхемы с изображением мам и их детенышей (Приложение №1)
Логопед: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились.
У кошки – котенок.
У лошади – жеребенок.
У собаки – щенок.
У коровы – теленок.
У овцы – ягненок.
У свиньи – поросенок.
У козы – козленок.
Игра «Назови ласково»
Логопед: - Назовём домашних животных ласково. Корову мы назовём – коровушкой, лошадь.
Дети: - Лошадь мы назовём лошадкой.
Козу мы назовём – козочкой.
Свинью мы назовем – свинкой.
Собаку мы назовём - собачкой.
Кошку мы назовём – кошечкой.
Овцу мы назовём - овечкой.
Логопед: Молодцы! Сейчас мы с вами по схеме составим рассказ о домашних животных. Кто это? Внешний вид (Отличительные признаки). Чем питается? Как называют детёнышей? Какую пользу приносит?
Игра «Составь рассказ»
Составление рассказа описания с опорой на мнемотаблицы, мнемосхемы. (Приложение №2)
Корова. Корова домашние животное. У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце. Корова питается травой и хлебом. Детеныш коровы - теленок. Корова приносит пользу людям, она дает молоко и мясо.
Лошадь. Лошадь домашнее животное. У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу. Лошадь питается овсом и травой. У лошади детеныш- жеребенок. Лошадь приносит пользу людям, она возит грузы, дает молоко и мясо.
Свинья. Свинья домашнее животное. У свиньи нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком. Свинья питается хлебом. Детеныш свиньи - поросенок. Свинья приносит пользу людям, она дает человеку мясо.
Кошка. Кошка домашнее животное, потому живет вместе с хозяином в доме. У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост. Кошка питается молоком и рыбой. Детеныш кошки - котенок. Кошка приносит пользу людям, она ловит мышей.
Собака. Собака домашнее животное. У собаки лохматая шерсть, на лапах когти,
длинный хвост. Собака питается косточкой и мясом. Детеныш собаки - щенок.
Собака приносит пользу людям, она сторожит дом.
Коза. Коза домашнее животное. У козы длинные рога, есть бородка, густая шерсть, на ногах копыта. Коза питается травой и хлебом. Детеныш козы - козленок. Коза приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.
Овца. Овца домашнее животное. У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта. Овца питается травой и хлебом. Детеныш овцы – ягненок. Овца приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.
Физкультминутка.
Логопед: А сейчас мы немного отдохнем.
Наша–тохозяюшка
Сметлива была.
Всем в избе работушку
К празднику дала: (идти по кругу, взявшись за руки)
Чашечку собачка моет языком. (сложить ладони чашечкой, «облизывать» её)
Хрюшка собирает
Крошки под окном. (присесть, наклонять ритмично голову).
По столу котище
Лапою скребет. (встать, правой рукой делать движения к себе)
Половичку козочка
Веничком метет. («мести» пол)
Логопед: Мы набрались сил и поиграем ещё в одну игру.
Игра “Скажи наоборот”.
Задача ребенка не только подобрать слово-антоним, но и показать жестами, мимикой, выделить интонацией. Корова большая, а телёнок маленький. Баран грустный, а ягнёнок весёлый. Пёс храбрый, а щенок трусливый. У козы длинные рога, а у козлёнка короткие. Козёл сильный, а козлёнок слабый. Кот ленивый, а котенок игривый, шустрый, подвижный.
Логопед: Вы молодцы! Сейчас проверим, какие вы внимательные.
Игра “Кто лишний ”.
На доску выставляются мнемотаблицы, мнемосхемы (Приложение №3)
Корова, коза, лошадь, кошка. (Молоко)
Овца, коза, баран, свинья. (Шерсть)
Свинья, баран, корова, собака. (Мясо)
Корова, овца, лошадь, кошка. (Травоядные)
Бык, козёл, баран, лошадь. (Рога)
Корова, лошадь, собака, медведь. (Домашние животные)
Игра «Части, каких животных вы видите?»
Составьте предложение со словом «значит», с использованием мнемотаблицы, мнемосхемы с изображением частей животных. (Приложение №4)
Я вижу пушистый кошачий хвост, значит, за забором прячется кошка.
Я вижу острые коровьи рога, значит, за забором прячется корова.
Из-за забора торчат длинные кроличьи уши, значит, за забором прячется кролик.
Из-за забора торчит голова с гривой, значит, за забором прячется лошадь.
Я вижу хвост крючком, нос пяточком, значит, за забором прячется свинья.
Из-под забора торчат козьи копыта, значит, за забором прячется коза.
Итог занятия.
Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Дети: Ответ детей.
Логопед: Что нового вы узнали?
Дети: Ответ детей.
Логопед: Вы молодцы! Занятие окончено.
Результаты
В результате проведенной работы и используя инфографику по данной теме, дети обогатили свой внутренний мир о домашних животных, какую роль играют они в жизни человека и как ухаживать за ними.
Данное занятие позволило развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Можно сделать вывод, что благодаря проведённым занятиям, беседам, игровой деятельности произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.
Ознакомление детей с домашними животными занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.
Таким образом, используя на занятиях мнемотаблицы, мнемосхемы, мнемоквадраты и мнемодорожки :
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, повышается мотивация к учебной деятельности;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;