Бобкова Марина Витальевна
Конспект НОД с детьми старшей группы «Дом для муравья»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- расширять и закреплять знания детей о муравьях, их образе жизни;
- развивать умение детей делать собственные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать наблюдательность, логическое мышление, любознательность, двигательную активность, мелкую моторику;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к насекомым.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил», рассматривание иллюстраций, фотографий о жизни насекомых.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Дом для муравья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование и материалы:
презентация
аудиозапись ветра
2 числовых пазла
картинки с муравьями
листы с изображением лесной полянки по количеству детей
пачка чая (для изготовления муравейника)
клей ПВА
кисточки.
Ход деятельности:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Солнце поднимается,
День начинается.
Новый, погожий,
Светлый, хороший.
Воспитатель: Есть в ладошках теплота?
Дети: (хлопая в ладоши) Да!
Воспитатель: Значит, будем веселиться?
Дети: (хлопая в ладоши) Да!
Воспитатель: Значит, будем мы играть?
Дети: (хлопая в ладоши) Да!
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и постарайтесь её отгадать.
Есть у ребят
Зелёный друг,
Весёлый друг.
Хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
Дети: Лес.
Воспитатель: Правильно. А хотите побывать в лесу? Хорошо, а отнесёт нас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.
(Звучит музыка)
Воспитатель:
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток подхвати–
В лесу прохладном опусти.
Слайд 1.
Воспитатель: Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу. А я постараюсь, глядя на вас, угадать, что делает в лесу каждый из вас.
Игра «В лесу»
Дети имитируют: любуются красотой леса, слушают пение птиц, кормят белку, нюхают цветы, собирают ягоды.
Слайд 2.
Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят кулачки к глазам). Что, нечего не видно?
Тогда послушайте и отгадайте о ком идё т речь:
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки.
Дети: Кузнечик
Воспитатель:
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Дети: Бабочка
Воспитатель:
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд.
Дети: Пчела
Воспитатель:
Он пищит, когда летит!
А укус его зудит.
С хоботком, хотя не слон.
Кто, скажи, дружочек, он?
Дети: Комар
Воспитатель: Ребята, а комар, бабочка, пчела, кузнечик- это кто?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Объясните почему.
Ответы детей.
Воспитатель: А какие насекомые ещё живут в лесу, как вы думаете?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Молодцы, вы назвали много насекомых. А на нашей полянке есть ещё лесной житель, а какой, вы узнаете, сложив числовой пазл.
(Дети собирают разрезную картинку с изображением муравья.)
Воспитатель: Верно, это муравей.
Муравей- это животное или насекомое? Почему муравей – насекомое?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте рассмотрим муравья. Слайд 4.
Назовите, что есть у муравья?
Дети: Голова, грудь, брюшко, лапки.
Воспитатель: А где живут муравьи? Кто видел муравейник? Из чего он построен?
Ответы детей
Слайд 5.
Воспитатель: Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Его муравьи строят из веточек, соломинок, песка, хвои. Дом очень прочный, спасает от ветра и холода.
Ребята, хотите поиграть в игру «Муравейник»?
Дети: Да, хотим.
Игра «Муравейник»
(Дети делятся на муравьев и муравейник. Муравейник : дети берутся за руки и образуют круг. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «Утро» дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «Вечереет» дети - муравейник медленно опускают руки, дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети- муравейник опустят руки вниз. Игра проводится 2- 3 раза, дети муравьи и дети - муравейник меняются.)
Воспитатель: Ребята, мы продолжаем рассматривать муравейник. В нём есть спальни, есть хлебные склады где хранятся зёрна, в мясной лавке –гусеницы и другая добыча. В большой комнате муравьиная матка- самка, каждый день она откладывает большое количество яиц. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждый муравей, прежде чем стать взрослым был яйцом, потом личинкой, затем куколкой и только потом взрослым муравьём.
Слайд 6.
Игра «Разложи картинки по порядку»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все картинки на столе перемешались, разложите их правильно, от рождения до взрослого муравья.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем питаются муравьи?
Ответы детей.
Воспитатель: Муравьи - хищники, они истребляют множество насекомых: жуков, гусениц, бабочек. Можно сказать, что муравьи – защитники леса. А ещё они питаются семена трав, грибами, зернами. Слайд 7.
Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или клиновый сок.
Воспитатель: А ещё муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает, говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера. А ещё муравьёв называют самыми сильными существами на нашей планете. Как вы думаете, почему? Слайд 8.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, действительно, муравей самый сильный на земле. Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.
Давайте представим, что Антон – муравей. Ребята, Антон, сможет унести на себе 10 детей, всех вас?
Ответы детей.
Воспитатель: А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
Сегодня вы много узнали о муравье. Давайте, вспомним.
Составление синквейна (на столе лежат картинки с изображением муравья, дети берут и помещают соответствующую картинку на магнитную доску)
МУРАВЕЙ
Какой муравей? Два важных слова.
СИЛЬНЫЙ МАЛЕНЬКИЙ
Что умеет делать?
НОСИТ СТРОИТ ТРУДИТСЯ
Составьте предложение из 4 слов о муравье.
МУРАВЕЙ-ЭТО САНИТАР ЛЕСА
Как можно назвать муравья одним словом?
ТРУДЯГА (САНИТАР, НАСЕКОМОЕ)
Воспитатель: Молодцы. Слайд 9. Посмотрите, в лесу на полянке муравьи, оглядываются, что-то ищут. Как вы думаете, что?
Ответы детей.
Воспитатель: Наверно, свой дом, муравейник. Мы можем чем-то им помочь? А если сделать муравейник?
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: На листе рисуем контур муравейника, можете нарисовать сами, а можете взять шаблон и простой карандаш. Обводим по контуру шаблон. Намазываем часть муравейника клеем и насыпаем чайную заварку. Наклеивать чайную заварку легче по частям. Осторожно убираем не приклеившуюся чайную заварку. Муравейник готов.
Работа детей.
Воспитатель: Какие все молодцы. Все справились. Теперь муравьям есть свои дома- муравейники. Предлагаю ваши работы поместить на выставку. Спасибо всем.
Источники:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/ авт. -сост. В. Ю. Белькович, Н. В. Гребёнкина, И. А. Кильдышева. -М. : ООО «Русское слово-учебник», 2014.-464с.)
2. Интернет-ресурсы:
https://www.maam.ru/detskijsad/tema-muravi-poznavatelnoe-zanjatie-v-starshei-grupe.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/12/03/muravi-sanitary-lesa
https://infourok.ru/konspekt-ood-na-temu-muravi-sanitari-lesa-2707073.html