Елена Евгеньевна
Конспект занятия «Доброе слово лечит, а худое калечит»
▼ Скачать + Заказать документы
«Доброе слово лечит, а худое калечит»
(Правила этики)
Цель занятия : Познакомить детей с правилами этики, с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.
Ход занятия:
Педагог: Много-много лет назад, когда человек стал переделывать окружающий мир, делать его лучше, появилась культуру. И сразу же возникла необходимость в правилах взаимоотношений людей друг с другом.
Публикация «Конспект занятия „Доброе слово лечит, а худое калечит“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Если человек делает только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о том, что он не соблюдает правила этики, или правила приличия. Таких людей не уважают, их не любят.
Нередко красивый внешне человек ведет себя грубо, неприлично. Такой человек никому не в радость. И, наоборот, есть не очень красивые, но очень добрые и вежливые люди. И вам хочется дружить с ними, быть похожими на них. Культурный человек никогда не станет кричать и оскорблять, потому что знает, что своим криком оскорбляет, прежде всего, себя. Существует много правил, с ними мы будем знакомиться на наших занятиях. Надо только твердо знать – всегда быть вежливым и доброжелательным к людям.
Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Существует пословица : «Доброе слово лечит, а худое калечит».
Об этом есть прекрасные русские сказки: «Морозко», «Привередница», «Дочь и падчерица».
Послушайте сказку «Дочь и падчерица» и подумайте: кому из героев сказки доброе слово помогло, а кого худое искалечило.
«Дочь и падчерица»
Жил старик со старухою, и была у него дочь. Вот старуха-то померла, а старик обождал немного и женился на вдове, у которой была своя дочка. Плохое житье настало стариковой дочери. Мачеха была ненавистная, отдыху не дает старику:
– Вези свою дочь в лес, в землянку, там она больше напрядет. Что делать! Послушал мужик бабу – свез дочку в землянку, дал ей кремень, огниво да мешочек крупы и говорит:
– Вот тебе огоньку; огонек не переводи, кашу вари, а сама не зевай – сиди да пряди.
Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка – говорит:
– Девица, девица! Дай мне ложечку кашки!
– Ой, моя мышенька! Разговори мою скуку – я тебе дам не одну ложку, а досыта накормлю.
Наелась мышка и ушла. Ночью вломился медведь:
– Ну-ка, девица, туши огни да давай в жмурки играть.
Мышка вскарабкалась на плечо стариковой дочери, и шепчет ей на ушко:
– Не бойся, девица! Скажи: Давай! Потуши огонь да под печь полезай, а я за тебя стану бегать и в колокольчик звенеть.
Так и сделалось. Гоняется медведь за мышкой – не поймает. Стал реветь да поленьями бросать. Бросал-бросал, ни разу не попал, устал и молвил:
– Мастерица ты, девица, в жмурки играть! За то пришлю тебе утром стадо коней да воз серебра.
Наутро говорит баба:
– Поезжай, старик, проведай-ка дочь, что напряла она за ночь. Уехал старик, а баба сидит да ждет: как-то дочерние косточки привезет. Пришло время старику ворочаться, а собака:
– Тяф-тяф-тяф! Со стариком дочка едет, стадо коней гонит, воз серебра везет.
– Врешь, мерзкая собачонка! Это в кузове косточки гремят!
Вот ворота заскрипели, кони во двор вбежали, а дочка с отцом на возу сидят: полон воз серебра. У бабы от жадности глаза загорелись.
– Экая важность! – кричит. – Повези-ка мою дочку в лес; моя дочка два стада коней пригонит, два воза серебра притащит.
Повез мужик и Бабину дочь в землянку; дал ей кремень, огниво, мешочек круп и оставил одну. Об вечеру заварила она кашу. Прибежала мышка и просит:
– Наташка! Наташка! Сладка ль твоя кашка? Дай хоть ложечку!
– Ишь какая! – закричала Наташка и швырнула в нее ложкой.
Мышка убежала, а Наташка знай себе уписывает одна кашу. Съела полный горшок, огни задула, прилегла в углу и заснула. Пришла полночь, вломился медведь и говорит:
– Эй, где ты, девица? Давай в жмурки играть.
Девица испугалась, молчит, только со страху зубами стучит.
– А, ты вот где! На колокольчик, бегай, а я буду ловить.
Взяла колокольчик, рука дрожит, колокольчик бесперечь звонит, а мышка приговаривает:
– Злой девице живой не быть!
Медведь бросился ловить бабину дочку и, как только изловил ее, сейчас задушил и съел. Наутро шлет баба старика в лес:
– Ступай! Моя дочка два воза привезет, два табуна пригонит.
Мужик уехал, а баба за воротами ждет. Вот прибежала собачка:
– Тяф-тяф-тяф! Не бывать домой Бабиной дочери, старик на пустом возу сидит, костьми в кузове гремит!
– Врешь ты, мерзкая собачонка! То моя дочка едет, стада гонит, возы везет. На, скушай блин да говори: Бабину дочь в злате, в серебре привезут, а стариковой женихи не возьмут!
Собачка съела блин и залаяла:
– Тяф-тяф-тяф! Старикову дочь замуж отдадут, а бабиной в кузове косточки привезут.
Что ни делала баба с собачкой: и блины ей давала, и била ее, – она знай свое твердит… Глядь, а старик у ворот, жене кузов подает; баба кузов открыла, глянула на косточки и завыла, да так разозлилась, что с горя и злости на другой же день померла. Старик выдал свою дочь замуж за хорошего жениха, и стали они жить-поживать да добра наживать.
Вопросы:
– Кому из героев доброе слово помогло выжить? (падчерице)
– Кого худое слово сгубило? (дочку Наташку)
– Как она разговаривала с мышкой? (грубо)
– Вспомните, какими словами она ответила мышке?
– Что произошло с дочкой? Почему?
– Кого вы больше всего уважаете в сказке? За что?
– Кому бы в первую очередь вы хотели помочь? Как?
– Что бы вы сказали Наташе, если бы она была в вашей группе?
Игры и задания:
В сказку попала волшебная палочка, она хочет, чтобы вы помогли изменить конец сказки и научили быть вежливой дочку Наташу, чтобы доброе слово ее вылечило.
– Кто из вас хочет быть волшебником?
– Давайте еще раз уточним пословицу : «Доброе слово лечит, а худое калечит»
– Что означают эти слова?
– Послушайте, какие пословицы есть еще про добрые, вежливые слова :
– Доброе слово сказать, что дождь в засуху;
– С добрым словом и черная корка сдобой пахнет.
Эти пословицы можно говорить и тогда, когда один человек другому говорит о чем-то очень хорошем.
Рефлексия.