ольга варламова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Добро пожаловать в наш курень»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 города Ставрополя
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
«Добро пожаловать в наш курень»
Воспитатель:
Варламова Ольга Витальевна
2017г
Программные задачи:
Выявить знания детей о жилище кубанских казаков;
Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Добро пожаловать в наш курень“» размещена в разделах
Развивать эстетические чувства, любознательность;
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Обогащать словарь народными пословицами и поговорками, загадками.
Учить красиво, расписывать посуду казаков (кувшин, ложки).
Словарная работа: Курень, звар, прялка, чугунок, рубель.
Организация и материал: Первая часть занятия проводится в «казачьей горнице» с предметами быта казаков (сундук, прялка, стол, деревянные ложки, кувшин, икона, изображения казачьего куреня, вторая – в групповой комнате, а третья в мастерской казаков, где детей ждут кувшины и ложки из альбомного листа, краски.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков. Посещение музея казачества, знакомство с обстановкой и предметами быта. Беседа о том, как жили казаки в старину.
Ход занятия.
Дети под песню "Казаки" входят в группу.
Воспитатель: (в образе казачки) Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Милости просим в наш курень, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.
Горница у меня небольшая, да красивая какая!
Тёплый дух идёт от печки, а в углу сундук стоит
Много он добра хранит.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как отвечали казаки на приветствие «Здорово дневали казачата»?
Дети: «Слава Богу»
Воспитатель: Правильно, ребята! Казаки всегда были очень набожны и гостеприимны. В каждом доме всегда в углу висела икона. Казаки по воскресеньям и праздникам ходили в церковь.
Воспитатель: Скажите казачата, как называется в доме угол с иконами?
Дети: Красный угол.
Воспитатель: а кто из вас знает, как называется казачий дом?
Дети: Курень.
Воспитатель: а что означает это слово- курень?
Дети: «Курень» по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.
Воспитатель: Какие дома были у казаков в старину?
Дети: дома казаки строили из местных материалов: хворост, камни, глина, солома. Чтобы хаты были еще красивей, казаки возле хат сажали сады.
Воспитатель: А какие окна у куреня?
Дети: Они закрывались ставнями - деревянными дверцами.
Воспитатель: Ребята,а кто такая казачка?
Дети: Казачка – это жена казака.
Воспитатель: вспомните чем она занималась в семье?
Казачки любили и умели готовить. Они были очень хорошими хозяйками. Воспитывали детей.
Воспитатель: А теперь казачата отгадайте загадку
Летом спит, зимой горит –
Пасть открывает, что дают глотает. (Печь)
Бабушка седа, бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. (Печь).
Дети:. Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково называли печь – матушка, печка-кормилица, она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.
Воспитатель: давайте ребята с вами вспомним как называется та часть куреня где находилась печка?
Дети : Стряпка
Воспитатель: Расскажите почему она так называлась? (ответы детей)
Дети: Она так называлась, потому что там готовили – стряпали. Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные. Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.
Воспитатель: А вы знаете любимые блюда казаков?
Дети: Лапша, борщ, уха, студень, блины, звар - компот из сухофруктов.
Возле печки всегда стоял? Угадайте-ка!
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идет. (Ухват).
Воспитатель: Где казаки хранили одежду?
Дети:, раньше деревянных шкафов не было, их заменял сундук, в нём и хранили одежду и посуду.
Воспитатель: Давайте подойдем и посмотрим, что в нашем сундуке хранится?
Воспитатель: До появления утюгов чем гладили одежду казачки?
Дети: гладили при помощи валика и рубила (доски с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубилом, позже появились утюги с углями.
Воспитатель :А что было в каждом доме у казачки?
Дети:В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи.
Воспитатель: Казаки умели работать и умели отдыхать! Давайте покажем, как водили хоровод! (дети поют и танцуют).
К нам гости пришли, дорогие пришли
Мы не зря озвар варили, пироги пекли! (2 раза)
С малиной пирог, и с капустой пирог,
А который без начинки – самый вкусный пирог(2 раза)
А сейчас вдвоём мы для вас споём
Вы похлопайте в ладоши, мы плясать пойдём
Ты топни ногой, да притопни другой
Я волчком кружиться стану, а ты так постой. (2 раза)
Ах, наш хоровод дружбой славится,
Приходите в гости к нам, если нравится. (2 раза).
(Переход за столы)
Воспитатель: Вот мы и побывали в гостях у казаков! Давайте подытожим: чем отличается наше современное жилище от куреня казаков?
Дети: Сейчас строят дома многоэтажные и многоквартирные. В квартирах много электроприборов, а раньше их не было.
Воспитатель: Ребята, давайте, как настоящие казаки украсим себе кувшин для молока или ложку к обеду!
(дети украшают красками кувшины и ложки из бумаги, для этого перехо
дят в мастерскую)