Екатерина Александровна В
Для родителей: артикуляционная гимнастика в домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика дома
Чтобы дети могли правильно произносить звуки, важно, чтобы органы речи были гибкими и работали слаженно. Артикуляционная гимнастика играет ключевую роль в формировании четких и скоординированных движений артикуляционного аппарата.
Публикация «Для родителей: артикуляционная гимнастика в домашних условиях» размещена в разделах
Этот набор упражнений направлен на развитие гибкости органов речи, усиление их активности и точность артикуляции, что крайне важно для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика — это набор упражнений, которые помогают тренировать органы речи, что является необходимым условием для освоения правильного звукопроизношения.
Существует распространенное заблуждение, что артикуляционная гимнастика не играет значительной роли и является несущественным занятием, от которого можно отказаться. Но это далеко от истины. Регулярное выполнение упражнений для артикуляции приносит следующие преимущества:
1. Оно способствует подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильного произношения звуков, что особенно важно для детей. Чем раньше семья начнет заниматься этим с малышом, тем скорее он научится произносить звуки родного языка, включая сложные, такие как Р и Л.
2. Артикуляционные упражнения оказывают помощь детям с серьезными нарушениями речи, ускоряя процесс исправления речевых недостатков.
3. Они также крайне полезны для детей с пониженным тонусом мышц лица, когда речь идет о так называемой «каше во рту».
Занятия с логопедом, направленные на коррекцию произношения, проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от степени нарушения. Однако этого недостаточно для полноценной коррекции речи. Важно также уделять внимание занятиям с ребенком и дома.
Как организовать домашнюю артикуляционную гимнастику правильно?
Проведение артикуляционной гимнастики дома:
• Рекомендуется заниматься каждый день в течение 7-10 минут.
• Выполняйте упражнения перед зеркалом (лучше всего использовать большое зеркало, чтобы ребенок видел себя и взрослого, но можно также использовать маленькое зеркало).
• Проводите упражнения в форме игры. Не стоит заставлять ребенка заниматься. Важно заинтересовать его: "Давай поиграем с язычком…"
• Начинайте упражнения медленно, без спешки, выполняйте 4-5 упражнений в день, затем добавляйте по одному новому упражнению ежедневно.
Теперь рассмотрим, какие бывают артикуляционные упражнения. Они делятся на статические и динамические.
Статические упражнения — это упражнения, где ребенок фиксирует определенное положение щек, губ, языка. Сюда относятся:
• "Заборчик",
• "Окошечко",
• "Трубочка",
• "Чашечка",
• "Блинчик",
• "Иголочка",
• "Мостик",
• "Парус"
Существует множество базовых упражнений, но их ассортимент гораздо шире. Важно отметить, что особенно значимы первые два упражнения – «Заборчик» и «Окошечко», поскольку они являются основой для выполнения других упражнений. Например, для выполнения упражнения «Парус» мы инструктируем ребенка: «Сначала «Заборчик», затем «Окошечко», и только потом «Парус». Таким образом, каждое упражнение начинается с этих двух базовых поз.
Статические упражнения должны быть удержаны ребенком в течение 7–10 секунд, необходимо не только продемонстрировать позу, но и уметь ее удерживать. Например, мы говорим ребенку: «Ты выполняешь упражнение, а я буду считать время».
Динамические упражнения – это задания, требующие правильного движения щек, губ и языка. Сюда относятся такие упражнения, как:
• «Часики»;
• «Качели»;
• «Лошадка»;
• «Чистим зубки»;
• «Вкусное варенье»;
• «Барабанщик»;
• «Худышки – толстяки» и другие.
Эти задания также осуществляются с подсчетом, но при каждом подсчете ребенку нужно изменить положение щек, губ или языка. Например, в упражнении "Качели" ребенок поднимает и опускает язык вверх и вниз, в то время как взрослый подсчитывает "кач - кач".
Если язык ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону или ребенок не может удержать позу даже на короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
Наконец, я бы хотела порекомендовать книги и учебные пособия по артикуляционной гимнастике:
1. Е. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика"
2. Т. Куликовская "Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах"
3. Т. Буденная "Логопедическая гимнастика"
Эти пособия разработаны таким образом, что каждый родитель может легко проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком.