Ирина Гриценко
Дивергентная стена в ДОУ: Разнообразие подходов и их влияние на развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дивергентное мышление (от лат. divergere - расходится, отклонятся) -это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.
Конвергентное мышление (от лат. convergere - сходится к одному центру)- это фокусировка человека на одном главном решении проблемы.
Дивергентное мышление - это способность искать решение проблемы в разных направлениях.
Поворотным пунктом в современных исследованиях креативности принято считать далекий 1950г. Это связано со вступительной речью нового Президента Американской психологической ассоциации Дж. Гилфорда, основоположником популярной концепции дивергентного и конвергентного мышления.
Джой Пол Гилфорд считал, что дивергентность - это основа креативности, основными показателями которой является беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Учитывая возможный вклад указанных показателей, можно сделать вывод о том, что дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи. Таким образом, ценность обладателя дивергентного мышления в том, что он сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением.
Дивергентная стена в контексте дошкольного образования
— это инновационный инструмент, используемый для поддержки творческого мышления и нестандартного решения задач у детей. Этот метод основан на идее создания пространства, где дети могут выражать свои мысли и идеи разными способами, используя различные материалы и техники.
Принцип работы дивергентной стены
Основная идея состоит в том, чтобы предоставить детям возможность экспериментировать с различными формами выражения своих мыслей и идей. Дивергентная стена обычно представляет собой большую поверхность, на которой дети могут рисовать, клеить, писать, прикреплять фотографии и другие материалы. Она может быть расположена в классе, игровой комнате или любом другом месте, доступном для детей.
Как работает дивергентная стена?
1. Создание атмосферы свободы: Дети получают полную свободу действий при использовании стены. Они могут добавлять любые элементы, которые считают важными или интересными.
2. Развитие креативности: Стена стимулирует детей к поиску новых решений и подходов к решению проблем. Они учатся мыслить вне рамок и использовать свою фантазию.
3. Совместное творчество: Работа на стене часто происходит в группе, что способствует развитию коммуникативных навыков и умений работать в команде.
4. Отражение индивидуальных особенностей: Каждый ребенок имеет возможность выразить свою индивидуальность и показать свой уникальный взгляд на мир.
5. Оценка прогресса: Педагоги могут наблюдать за процессом работы детей на стене и оценивать их прогресс в развитии творческих способностей и критического мышления.
Примеры использования дивергентной стены
1. Тематические проекты: Например, при изучении темы "Космос" дети могут создавать коллажи из фотографий планет, звезд и космических кораблей, добавляя свои собственные рисунки и комментарии.
2. Решение проблем: Дети могут использовать стену для визуализации своих идей по решению различных задач, таких как создание нового игрового пространства или улучшение школьной территории.
3. Самовыражение: Стена может стать местом, где дети выражают свои эмоции и чувства, создавая картины, коллажи или тексты, отражающие их внутренний мир.
Преимущества использования дивергентной стены
- Стимуляция креативного мышления: Дети учатся искать новые подходы к решению задач и развивают способность к нестандартному мышлению.
- Развитие коммуникативных навыков: Совместная работа на стене способствует улучшению навыков общения и сотрудничества.
- Повышение самооценки: Возможность свободно выражать свои мысли и идеи укрепляет уверенность детей в себе и своих способностях.
- Интеграция разных форм искусства: Использование разнообразных материалов и техник помогает детям осваивать различные виды художественного выражения.
Дивергентная стена — это мощный инструмент для поддержки творческого развития детей в дошкольном возрасте. Она создает условия для свободного самовыражения, стимулирует воображение и помогает детям учиться решать задачи творчески и нестандартно.