Альмира Садыкова
«Дикие животные зимой» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР — III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дикие животные зимой
Программное содержание:
Продолжать учить описывать диких животных с помощью план - схемы. Закреплять в речи названия диких животных наших лесов, их детенышей, жилищ, умение правильно употреблять предлоги «в», «с», «от» при составлении предложений. Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Расширять и активизировать словарь детей по теме. Развивать мышление, зрительное, слуховое восприятие, тактильные ощущения. Развивать общую, мелкую моторику. Воспитывать любовь к природе, животным.
Публикация «„Дикие животные зимой“ Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР — III уровня» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: панно «Зимний лес», картинки «Снежная королева», «Лечебница доктора Айболита», картинки с изображением животных и их детенышей, круги из синтепона, снежинка, волшебный мешок с угощениями в нем, план – схема.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Дикие животные», составление описательных рассказов о животных, загадывание загадок, заучивание стихов. Изготовление панно «Зимний лес», картинки «Лечебница доктора Айболита», «Снежная королева».
I Организационный момент (дети стоят в кругу)
Логопед: Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром.
Кто это? (зима)
Как вы думаете, без чего не бывает зимы? (без снега)
А что такое снег? (множество снежинок)
Посмотрите, какая красивая снежинка. К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме и сесть на стульчик (кладу на ладонь снежинку, ребенок называет слово и садится на стульчик)
(мороз, снег, лед, вьюга, метель, снежинка, санки, ледянки, лыжи, снеговик)
II Экскурсия в зимний лес
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, закройте глаза.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Снов волшебным засыпаем
В страну сказок улетаем!
(звучит музыка, в это время вывешиваю панно «Зимний лес»)
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
(дети открывают глаза и «попадают» в зимний лес)
Куда мы с вами попали? (В лес)
Какой красивый зимний лес. Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Послушайте загадки и отгадайте, кто живет в лесу.
1. Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
2. По снегу бежит – петляет
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (заяц)
3. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)
4. Хитрая плутовка
Рыжая головка
Пышный хвост – краса
Кто это? (лиса)
5. На ветке не птичка –
Зверек – невеличка,
Мех теплый, как грелка
Кто же это? (белка)
6. Шубка – иголки,
Свернется он – колкий
Рукой не возьмешь.
Кто же это? (еж)
(ребенок, отгадавший загадку, берет со стола это изображение и выставляет на фланелеграф)
III часть Составление предложений с предлогом «в»
Какие это животные? (дикие)
Где живут эти животные? (в лесу)
Все эти животные живут в лесу, но у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте поиграем.
Игра «Кто где живет»
Где живет медведь? (медведь живет в берлоге)
Где живет волк? (волк живет в логове)
Где живет лиса? (лиса живет в норе)
Где живет белка? (белка живет в дупле)
Где живет заяц? (под кустом)
(отвечая на вопрос, ребенок берет картинку с изображением животного с фланелеграфа и помещает ее на изображение жилища на панно «Зимний лес».)
Все ли звери зимой выходят из своих «домиков»? (Медведи и ежи зимой спят)
IV часть Составление предложений с предлогом «с» Образование притяжательных прилагательных.
Упражнение «Кто с кем?»
Наступили холода, заболели животные и потянулись к доктору Айболиту. Утром доктор заметил, что на полянке около лечебницы собралось много животных (выставляется картинка «лечебница доктора Айболита») Кто пришел к лечебнице доктора Айболита?
(Лиса с лесенком. Зайчиха с зайчонком. Ежиха с ежонком. Бельчиха с бельчонком. Медведица с медвежонком. Волчиха с волчонком)
Доктор Айболит в своей лечебнице оказал помощь всем животным.
Упражнение «Подскажи словечко»
Ежу вылечил лапку. Чью лапку вылечил доктор? (Ежиную)
Волку вылечил хвост. Чей хвост вылечил доктор? (Волчий хвост)
Медведю вылечил зубы. Чью зубы вылечил доктор? (медвежьи)
Лисе вылечил голову. Чью голову вылечил доктор? (лисью)
Белке вылечил ухо. Чье ухо вылечил доктор? (беличье ухо)
Зайцу вылечил глаз. Чей глаз вылечил доктор? (заячий глаз)
Обрадовались животные, что их доктор вылечил, и побежали играть. Малыши заигрались и потерялись. Дети, помогите детенышам найти своих мам и назовите их.
Лисенок (лисята) – у лисицы.
Зайчонок (зайчата) – у зайчихи.
Бельчонок (бельчата) – у бельчихи.
Ежонок (ежата) – у ежихи.
Волчонок (волчата) – у волчицы
Медвежонок (медвежата) – у медведицы
Молодцы, помогли детенышам найти своих мам. (игра проводится на фланелеграфе)
V Физминутка «Как на горке снег» И. Токмакова
Как на горке — снег, снег,
(Дети стоят кружком, в центре которого «спит медведь»;
руки постепенно поднимаются вверх — вдох).
И под горкой — снег, снег,
(Приседают, опускают руки — выдох).
И на елке — снег, снег,
(Опять встают и поднимают руки — вдох).
И под елкой — снег, снег.
(Приседают, опускают руки — выдох).
А под снегом спит медведь.
Тише, тише … Не шуметь!
(На цыпочках бегут по кругу.
На последних словах «медведь» просыпается и бросается ловить детей).
VI Составление описательного рассказа по схеме.
Пока мы играли, на нашей полянке появилась Снежная королева, ей не понравилось, что животные так весело играют, и она превратила их в снежные комки (на фланелеграф прикрепляется изображение Снежной королевы, а животные накрываются белыми кругами из синтепона)
Чтобы выпустить животных на волю, надо рассказать о них все, что знаем.
Рассказывать будем по схеме. (выставляется план – схема, уточняются пункты плана рассказывания)
1. Название
2. Внешний вид животного, части его тела
3. Где живет (жилище)
4. Чем питается
5. Как зовут детеныша
(ребенок выбирает, о каком животном он будет рассказывать. Над схемой выставляю картинку с ее изображением. После рассказа ребенка с этого животного на фланелеграфе снимается круг из синтепона, это животное «освобождается»)
Ребенок: 1. Это медведь. У медведя большое овальное туловище, большая круглая голова, 4 толстых лапы с большими когтями, тело покрыто густым мехом, живет в лесу в берлоге, любит ягоды, мед. Детеныши медвежата.
2. Это еж. У ежа овальное туловище, острая треугольная мордочка, маленькие ушки, 4 маленькие лапки; тело покрыто острыми длинными иголками, живет в норке, любит яблоки, грибы, червяков, змей. Детеныши – ежата.
VII часть Развитие тактильных ощущений.
Д/и «Подарки зверей»
Животные благодарят детей и дарят чудесный мешочек с подарками. Дети на ощупь отгадывают что лежит в мешочке и говорят от кого этот подарок.
Орехи от белочки, яблоки от ежа, капуста от зайца, бочонок меда от медведя.
Дети, понравилось вам в зимнем лесу? А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, в группу.
Скажем волшебные слова:
1, 2, 3, 4, 5 – в группу мы пришли опять.
VIII часть Итог деятельности. Куда мы сегодня ходили? Что мы делали? Что вам больше всего понравилось.
А сейчас мы будем угощаться.
Литература:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР Санкт-Петербург «Детство - Пресс» 2003
2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5 – 6 лет Москва Издательство «Гном и Д» 2009
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6 – 7 лет Москва Издательство «Гном и Д» 2009
4. Жукова Н. С. Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург АРД ЛТД 1998
5. Коноваленко В. В. Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с ОНР Москва Издательство Гном и Д 2004
6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург и Детство-Пресс 2005
7. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР. Альбом 3
8. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит Санкт-Петербург и Детство-Пресс 1999
Игра «Кто где живет?»
Игра «Помоги детенышам найти своих мам»