Юлия Макарова
Дидактический синквейн: оптимизация речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие "дидактический синквейн"
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки.
Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
2. Синквейн-это
Публикация «Дидактический синквейн: оптимизация речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
план, план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений.
Цель обучения составлению синквейна- развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.
3. Актуальность технологии "дидактический синквейн"
-Синквейн используется на НОД по развитию речи и познавательному развитию с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
-Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.
-Составление синквейна проводится в рамках прохождения. определенной темы.
-Синквейн учит определять грамматическую основу предложений.
Синквейн развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
-Синквейн является диагностическим инструментом (даёт педагогу возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала).
-Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций.
-Синквейн позволяет ребёнку быть активным участником творческого об-разовательного процесса.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли.
-Синквейн совершенствует словарную работу.
4. При составлении синквейна решаются следующие задачи
-Уточнение, расширение, активизация словаря.
-Знакомство с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».
-Дети учатся согласованию слов.
-Дети знакомятся с понятием «предложение».
-Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, использую схемы предложений.
-Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой, а такжк используют знания пословиц, поговорок по теме.
-Развитие ассоциативного мышления и образной памяти.
.
5. Правила составления синквейна
Первая строка – одно слово – предмет или явление одним словом.
Вторая строка – два слова – признаки; описать какой этот предмет
Третья строка – три слова – действия; данного предмета
Четвёртая строка – фраза из нескольких слов; нравится ли данный предмет и как?
Пятая строка – слова – ассоциации, как можно по другому назвать этот предмет?
6. Примеры синквейнов
1. Кошка
2. Пушистая, ласковая
3. Мурлышит, ловит, играет
4. Я люблю кошку
5. Домашние животное
1. Ребенок
2. Умный, подвижный
3. Играет, трудится, шалит
4. Самое дорогое в жизни
5. Счастье
1. Лиса
2. Хитрая, любопытная
3. Обманывает, лукавит, всегда выкрутится
4. Всегда добивается своего
5. Плутовка
1. Воспитатель
2. Мудрый, заботливый
3. Развивает, помогает, любит
4. Вторая мама для ребенка
5. Наставник
7. Технология использования синквейнов
Схема написания синквейнов Правила написания синквейнов
1. Первая строка: кто? что?
(1 существительное) Записывается одно слово – существительное или местоимение это и есть тема синквейна
2. Вторая строка: какой?
(2 прилагательных) Записывается 2 прилагательных или причастия, они дают описание признаков,и свойств предмета, или объекта по теме
3. Третья строка: что делает?
(3 глагола) Записывается 3 глагола или деепричастие, описывающих действия предмета.
4. Четвертая строка: что автор думает о теме?
(фраза из 4 слов0 Размещается фраза, предложение состоящая из нескольких слов. Таким предложением может быть крылатое выражение, пословица или составленая фраза в контексте с темой.
5. Пятая строка: кто?что?
(новое звучание темы)
1 существительное Слово-резюме, которая дает новою интерпретацию темы, выражает к ней личное выражение.
8. Вывод
Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трё х основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, т. к его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников.
Синквейн
1 строка: Предмет или явление одним словом.
2 строка: Описать какой это предмет
3 строка Действия данного предмета.
4 строка: Нравится ли данный предмет и как?
5 строка: Как можно по другому назвать
этот предмет?