Наталья Бирюкова
Дидактические игры и упражнения с водой и льдом
1. «Разноцветные камушки»
Цель: закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения
Ход игры : на дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов, красного, синего, зеленого. Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает камушек нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же камней нужного цвета.
1. «Зашифруй слово»
Цель: Формирование фонематического анализа.
Публикация «Дидактические игры и упражнения с водой и льдом» размещена в разделах
Ход игры : на дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов: красного, синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ на дне аквариума из цветных камней.
2. «Рыбка»
Цель: развивать умение находить место заданного звука в слове
Ход игры : на дне аквариума (любой емкости с водой) «рыбка» (дельфин, краб и т. д.) и звуковая дорожка. Логопед называет звук местоположение, которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и ставит «рыбку» на звуковую линейку на дне аквариума.
3. «Достань игрушку»
Цель: развивать умение определять наличие, заданного звука в слове
Ход игры : на дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.
4. «Сколько слогов?»
Цель: развивать умение определять количество слогов в заданном слове.
Ход игры : на дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же ракушек (камешков, «жемчужин»)
5. «Вылови букву»
Цель: закрепление зрительного образа буквы
Ход игры : в аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.
> Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.
> Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог.
> Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слово.
6. «Угадай букву»
Цель: закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.
Ход игры : на дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)
7. «Составь букву, слово, слог»
Цель: закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии. На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово)
8. «Буря»
Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Ребёнок дует через соломинку на воду, создавая пузыри.
9. «Морская прогулка»
Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.
10. «Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры : собери в воде бусы.
11. «Выложи букву»
Цель: закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.
Ход игры : выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.
12. «Выложи слово»
Цель: закрепить умение складывать слоги в слова. Профилактика оптической дисграфии.
Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые.
Ход игры : выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.
13. «Достань игрушку, скажи какая она»
Цель: формирование словаря прилагательных
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры : достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т. д. игрушку.
14. «Угадай предмет»
Цель: составление описательного рассказа о предмете
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры : достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
15. «Жемчужины»
Цель: упражнять в умении делить слова на слоги.
Оборудование: ёмкость с водой или со льдом, жемчужинки (камушки белые марблс, непромокаемые фартуки.
Ход игры : сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в слове слогов, столько и жемчужин.
16. «Кристаллы»
Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы.
Оборудование: ёмкость с водой, кристаллы, непромокаемые фартуки.
Ход игры : выложи рисунок изкристаллов.
17. «Рыбацкие сети»
Цель: закрепление математического счета, цветовосприятия, величины, согласование числительного с существительным.
Оборудование: ёмкость с водой, кристалл, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры : Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем. Усложнение: А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?
18. «Пальчиковые игры»
Цель: развитие мелкой моторики.
Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.
Ход игры : проводим пальчиковые игры в воде.
19. «Губка».
Цель: развитие тактильных ощущений.
Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки
Ход игры : достань и выжми губку
20. «Непроливайки»
Цель: упражнять в умении переливать жидкость из одного сосуда в другой, не разлив ее по столу и не облив ею себя, формирование жизненного навыка.
Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки.
Ход игры : ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.
21. «Самомассаж рук массажными шариками»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление звукопроизношения в словах, предложениях.
Оборудование: ёмкость с водой, массажные шарики, непромокаемые фартуки.
Ход игры : ребёнок проговаривает слова, скороговорки, чистоговорки на закрепляемый звук и массирует ладошки массажными шариками.
22. «Два озера»
Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки на заданные звуки.
Ход игры : в одно озеро надо опустить игрушки со звуком [С], а в другой – со звуком [Ш].
23. «Водолаз»
Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки. Оборудование ёмкость с водой или со льдом.
Ход игры : со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
24. «Придумай слово»
Цель: формирование слоговой структуры слова.
Оборудование ёмкость с водой или со льдом.
Ход игры : ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.
25. «Исправь ошибку»
Цель: формировать простые формы слогового анализа. Оборудование: ёмкость с водой или льдом, волшебные кристаллы.
Ход игры : логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.
26. «Путешествие кораблика»
Цель: упражнять в употреблении предлогов; приставочных глаголов наречий;
Оборудование: ёмкость с водой, кораблик, предметы для путешествия (каменный домик, ракушка, улитка и т. д.).
Ход игры : педагог предлагает отправиться в путешествие вместе с корабликом. Ребёнок перемещает кораблик от предмета к предмету и проговаривает где находится кораблик, если ребёнок затрудняется то педагог задаёт наводящие вопросы. От чего оплыл кораблик? Мимо чего проплывает кораблик? И т. д.
- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
27. «Расскажи сказку»
Цель: развивать связную речь.
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки персонажей знакомых сказок.
Ход игры : используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает знакомые сказки.
28. «Что случилось?»
Цель: развивать связную речь, уметь устанавливать причинно – следственную связь
Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки.
Ход игры : в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
29. «Придумай историю»
Цель: развивать связную речь.
Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки.
Ход игры : используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или придумывает историю.
30. «Весёлый язычок»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Оборудование: ёмкость с водой, или со льдом
Ход игры : педагог предлагает ребёнку поиграть с язычком; выполнять артикуляционные движения одновременно выполняя движения рук в воде или в ёмкости со льдом.
Артикуляционные упражнения :
*«Лошадка» - Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде или льду.
*«Индюки» - Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по воде или льду.
*«Качели» - Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по воде или льду в том же направлении.
*«Часики» - Языком ритмично двигать вправо-влево, ладошками по дну бассейна в такт движениям языка в том же направлении по воде или льду.
*«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде или льду.
31. «Кокофония.
Цель: развитие голосоподачи.
Оборудование: ёмкость с водой.
Ход игры : пропевание гласных с одновременным рисованием пальчиками на воде.
32. «Прошагай по ракушкам»
Цель: автоматизация звуков в слове; деление слов на слоги.
Оборудование: ёмкость с водой, ракушки.
Ход игры : предлагаем ребёнку шагать по ракушкам и при этом проговаривать чистоговорку, скороговорки; делим слова на слоги; придумать слова на заданный звук.
33. «Найди на ощупь», «Найди и пересчитай»
Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.
Оборудование: ёмкость с водой или со льдом.
Ход игры : предложить ребёнку с закрытыми глазами узнать игрушку
34. «Графический диктант»
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: аквариум с водой, ламинированный лист с нарисованными клеточками.
Ход игры : Педагог дает устные задания типа:
Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.