Шеденко
Дидактические игры и игровые упражнения в обучении количеству и счету старших дошкольников
Проект
«Дидактические игры и игровые упражнения
в обучении количеству и счету старших дошкольников»
Подготовил: воспитатель Шеденко Алёна Дмитриевна
2019-2020гг.
Содержание проекта:
-Актуальность проблемы
-Выявление проблемы
-Обоснование необходимости проекта
-Цель и задачи проекта
-Методы и механизмы реализации проекта
-Методы и приемы
-Формы объединения детей
-Рабочий план реализации проекта
Публикация «Дидактические игры и игровые упражнения в обучении количеству и счету старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
-Конкретные ожидаемые результаты проекта
-Дальнейшее развитие проекта
-Список используемой литературы
Актуальность проекта:
Тема: «Состав числа из двух меньших» - одна из самых объемных и трудных для понимания детей и в то же время важных для усвоения будущими первоклассниками. К сожалению, в практике дошкольного образования ей уделяется незаслуженно мало внимания. К концу подготовительной к школе группы дети не запоминают пары чисел и редко пользуются ими при вычислении.
Педагогическая проблема:
Как сделать трудное дело приятным для детей, заинтересовать их, помочь при запоминании пар каждого числа?
Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.
Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.
Обоснование необходимости проекта:
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.
Дошкольник проявляет любознательность, интересуется причинно – следственными связями, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Эти целевые ориентиры прописаны в Федеральных государственных образовательных стандартах на этапе завершения дошкольного образования.
Цель проекта:
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал.
Задачи:
1. Формировать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.
2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления).
3. Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.
Методы и механизмы реализации проекта
Тип проекта – практико-ориентированный, познавательно исследовательский.
Срок реализации – октябрь 2019г. – январь 2020г.
Участники: дети, воспитатели группы и родители.
Количество участников: 19 детей 6-7 лет и их родители, воспитатели группы.
Предполагаемые результаты
Применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале;
Развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Рабочий план реализации проекта
- I этап – подготовительный
Разработка проекта. Заинтересовать родителей в реализации проекта.
Создание условий для реализации проекта, изучение методической литературы по теме, поиск материалов в методических пособиях, в интернете.
Разработка картотеки с использованием дидактического занимательного материала.
Оформление уголка занимательной математики.
- II этап – основной
Блок. Работа с детьми.
1. Занимательные задания: Упражнения по операциям логического мышления (синтез, сравнение, классификация, обобщение).
2. Дидактические игры: «Домики», «Математическая ромашка», «Большая стирка», «Запиши пропущенные цифры», «Вставь пропущенные цифры». «Числовой ряд», «Божьи коровки» и др.
3. Открытое занятие: ««Путешествие в царство Математики»
4. Художественная литература: Математические сказки, Стихи: С. Маршака "Веселый счет", физминутки, математические игры.
5. Логические задачи математического содержания в стихах.
Блок. Работа с родителями.
1. Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала.
2. Консультация для родителей «Учим детей математике дома».
3. Игры и задания для дома.
4. Памятка «Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста».
Блок работа с педагогами.
Стендовый доклад: «Влияние дидактических игр в обучении детей основам математики»
- III этап – итоговый
Реализация дидактических игр в совместной деятельности воспитателя и детей.
Самостоятельная деятельность в математическом уголке.
Использование дидактических игр на НОД;
Индивидуальная и подгрупповая работа по ФЭМП с использованием развивающих математических игр.
Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности.
Индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Дидактические принципы:
Актуальность дидактического материала. (Актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др. собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений).
Коллективность (Позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую - более сложные).
Соревновательность (Создает у детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой).
Гибкость и вариативность их применения. (Постоянного наращивания трудности в играх).
Закрепление и усложнения одной и той же игры.
Поэтапное внедрение развивающих игр.
Методы и приемы
-Практические
-Экспериментирование
-Моделирование
-Воссоздание
-Преобразование
-Конструирование
Формы объединения детей
-Вся группа
-Малые группы
-Самостоятельно
-Парами
Анализ результативности проекта
Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.
Положительная динамика роста математического развития детей.
Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в ФЭМП у детей.
Оформлен уголок занимательной математики.
Изготовлены дидактические игры по математике: «Домики», «Математическая ромашка», «Большая стирка», «Запиши пропущенные цифры», «Вставь пропущенные цифры». «Числовой ряд», «Божьи коровки», «Сложи из палочек», «Танграм», «Закончи ряд», «Домино».
Список используемой литературы:
З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8
А. А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» - М. ; Просвещение 1987г.
К. В. Шевелев «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных