Елена Беспалова
Проектная деятельность в экологическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети думают, чувствуют и видят по-своему.
Ж. -Ж. Руссо
Проектная деятельность в экологическом воспитании.
В жизни каждого ребенка наступает пора, когда он начинает задавать взрослым бесконечные вопросы «Почему?», «Отчего?», «Как?». Случаются ситуации, когда и родители, и педагоги теряются, не зная, что ответить. Ведь вопросы «почемучек» становятся всё более сложными и разнообразными. Ответить на вопросы дошкольников, которые нередко ставят в тупик даже взрослых, помогут проекты. Проектная деятельность дошкольников предполагает формулировку и реализацию замыслов. Этот процесс по своему строению близок к строению такой психологической функции, как воображение. В исследовании О. М. Дьяченко было показано, что процесс воображения подчиняется всем тем закономерностям, которые характеризуют развитие познавательных способностей дошкольников.
Публикация «Проектная деятельность в экологическом воспитании» размещена в разделах
Например, работая над проектом по экологии, в книжном уголке можно поставить яркие книги – энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную книгу» природы. На занятиях следует использовать дидактические игры на экологическую тему. В приемной можно повесить рисунки или плакаты экологического содержания, выполненные детьми совместно с родителями.
Содержание сюжетно - ролевых игр будет носить экологический характер : «Путешествие в подводное царство», «Зоологический магазин», «Зоопарк» и т. д.
К реализации проектов, независимо от темы или сроков реализации, необходимо подключать родителей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Темы проектов могут быть самыми разными. Они могут быть предложены как самими детьми, так и воспитателями. Так, учеными отмечается важность соблюдения баланса инициатив взрослых и детей. Более успешен будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах. Внимательный воспитатель, каждый день, взаимодействуя с детьми, тонко чувствует, что в действительности интересует его воспитанников.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ПО ЭТАПАМ.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Необходимо:
• Изучить познавательную и методическую литературу, статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч» по экологическому воспитанию;
• Подготовить подборку литературы для детей о животных, растениях, явлениях;
• Изготовить стенд исследователей включающий разделы: «Исследовательское задание, дня», «Информация для исследования», «Календарь экологических событий», «Отчеты исследователей»;
• Подготовить оборудование для стенда «Календарь экологических событий» (картинки с изображением растений, животных, природных явлений).
• Подготовить совместно с родителями «Дневники исследователей» с графами: погодные явления и состояния, растения, насекомые, птицы;
• Сделать опорные карточки для самостоятельных наблюдений детей;
• Оформить картотеку опытов и экспериментов в природе.
ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Работа с родителями:
Сбор материала (фотографии, картинки, иллюстрации природе, о животных, о растениях и т. д.). для создания альбомов и стенгазет: «Природа художница», «Дары природы», «Природные фантазии»;
Оформление альбома семейных фотографий детей групп «Путешествия на природу»;
Оформление выставки семейных работ по темам: «Театр овощей», «Экологический плакат», и «Осенние сюрпризы» - интересные по форме плоды, найденные в лесу грибы, коряги, листья необычной расцветки, плоды лесных растений, поделки из природного материала;
Организация сбора с детьми природного материала;
Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации;
«Домашняя мастерская слова» - совместное словотворчество детей и родителей (стихи, рассказы, загадки, сказки о природе, животных и т. д.).
Работа с детьми:
Работа в опытно – экспериментальной лаборатории (фиксирование результатов в «Дневнике исследователей» и на стенде «Отчеты исследователей»);
Проведение обобщающих занятий по теме:
Работа с «Календарем событий в природе» - размещение картинок по наблюдаемым детьми явлениям;
Целевые прогулки и экскурсии;
Показ экологической сказки
Художественно – продуктивная деятельность : коллажи из высушенных листьев деревьев, плодов, травы; рисование и аппликации.
Оснащение предметно - развивающей среды:
Выставка совместных работ детей и родителей;
Выставка детского изобразительного творчества по теме «Художница Природа»;
Альбомы с семейными фотографиями детей группы «Путешествия на природу»;
Фотокомпозиции: «Прогулки на природе», «Чудеса природы»;
Стенд «Календарь событий природы»;
Выставка художественной и познавательной литературы по экологии.
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП.
Презентация результатов проекта в форме выставки детских мини проектов, показ музыкально – экологической сказки, просмотр открытых занятий, обобщение материалов опыта.