Марина Дмитриевна Токарь
Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста»
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается жизненный поток представлений, понятий».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: повысить уровень умственного развития детей дошкольного возраста с помощью дидактической игры.
Дошкольный период – первоначальная стадия усвоения социального опыта, в котором ребенок развивается под влиянием воспитания и впечатлений от окружающего мира. В этом возрасте проявляется интерес к взрослой жизни и работе. Игра является одной из основных деятельностей дошкольников и играет важную роль в их обучении и воспитании, особенно в подготовке к школе.
Термин "дидактическая игра" указывает на то, что она направлена на интеллектуальное развитие детей (способность сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления, выражать свои мнения, делать выводы) и, следовательно, является прямым средством их интеллектуального воспитания.
Во время дидактической игры разные умственные процессы активно задействованы и контролируются: чтобы понять и овладеть игрой, необходимо внимательно прослушать и понять объяснение воспитателя. Задачи в игре требуют сосредоточенности внимания, активного участия анализаторов, процессов различения, сравнения и обобщения.
При планировании дидактической игры необходимо учитывать содержание программы и конкретные цели умственного воспитания, которые должны быть достигнуты внутри каждой игры. Среди множества задач воспитатель может выбрать одну познавательную задачу и организовать ход дидактической игры в соответствии с ее решением и разнообразием игровых действий.
Структура дидактической игры включает дидактическую задачу (определенную программой, игровую задачу (цель конкретной игры, правила игры, игровые действия и результат игры, отражающий ее итог. Важной составляющей дидактической игры является игровой замысел, который вызывает интерес детей, стимулирует их активность и желание играть. Каждая дидактическая игра имеет свои правила, которые соответствуют ее содержанию и игровому замыслу. Правила определяют характер и способ действий, которыми руководит воспитатель, осуществляет организацию и управление воспитательно-образовательным процессом в игре.
Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной. Дидактическая игра имеет определенный результат, который для воспитателя является показателем прогресса детей в усвоении знаний, умственной активности и характера их взаимоотношений.
В дидактических играх, ярко проявляется упражнение, но они отличаются от него по своей сути, так как они базируются на игровых отношениях детей, игровой концепции и игровым действиям. Некоторые дидактические игры не добавляют нового в детскую деятельность, но они обучают детей применять свои знания в новых условиях или предлагают умственные задачи, решение которых требует использования различных форм умственной деятельности.
Воспитатель детского сада должен разрабатывать связь между дидактическими играми и другими видами детской деятельности.
Для организации и руководства дидактическими играми существует множество методов и приемов. Воспитатель должен стремиться овладеть большим количеством таких методов и приемов. Только хорошее знание и умелое применение их на практике, в сочетании с другими видами детской деятельности и с соблюдением определенных педагогических условий, позволят эффективно развивать мышление дошкольников.
Умственную активность можно стимулировать с помощью следующих методов:
• Внедрение дидактических задач в игровую форму, что способствует положительному отношению детей к учебной деятельности;
• Создание игровых мотивов, которые будут важны для поддержания интереса детей к умственному труду;
• Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
• Использование подходящих методик для организации и проведения дидактической игры.
При соблюдении этих условий и опытной организации, и проведении дидактической игры можно значительно способствовать развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
В педагогических целях активно используется интерес детей к игре. На самом раннем этапе дети начинают знакомиться с окружающим миром через изучение предметов, их свойств и расположения в пространстве. Дидактические игры уже на этом этапе способствуют формированию сенсорной культуры.
В группе раннего возраста воспитатели развивают интерес детей к играм, используя различные дидактические игрушки и преподавая им информацию о цвете, форме и размере предметов.
В младшей группе задача игры немного усложняется, поскольку воспитатели усиливают и расширяют знания детей о предметах, используя сенсорные образцы. Они также учат детей совершать определенные действия и соблюдать правила, начиная и заканчивая их одновременно или поочередно по сигналу.
С увеличением сложности задач и игровых действий меняется и роль детей в игре. В средней группе дети, познакомившись с новыми дидактическими играми, уже выступают в роли ведущего. В ходе игр они развивают внимание, наблюдательность и настойчивость.
В старшей группе дошкольники учатся самостоятельно организовывать игры, объединяясь в группы от 2 до 4 человек, и повышают требования к точности выполнения правил и игровых действий.
Такая организация работы позволяет на следующем возрастном этапе, в подготовительной группе, закрепить умение ребенка самостоятельно организовывать игры и выполнять роль ведущего, а также постепенно научиться согласовывать свои действия с партнерами в игре и найти свое место в коллективе. На этом этапе развивается сообразительность и способность самостоятельно и творчески решать поставленные задачи.
Через игру ребенок погружается в мир труда – для дошкольников это связано в основном с трудом самообслуживания, но это важный шаг в приближении к труду взрослых и пониманию его необходимости. Общество готовит ребенка к общественно полезному труду, учит его соблюдать нравственные нормы и правила.
Дидактические игры, особенно сюжетно-ролевые, учат детей устанавливать нравственные отношения между собой и с взрослыми, воспитывая нравственное поведение, волю и создавая эмоционально-положительную атмосферу во время эмоционально-личностного и делового общения с взрослыми.
Музыкально-дидактические игры в доступной игровой форме развивают музыкальные восприятия детей, формируют эмоциональную реакцию, знакомят с разными видами музыкальной деятельности (пение, движения под музыку, игра на музыкальных инструментах) и развивают музыкальные способности. Дидактические игры, связанные с художественно-эстетическим воспитанием, не только развивают художественные способности и эстетическую культуру ребенка, стимулируя его творческий потенциал, но также положительно влияют на общее психическое и умственное развитие.
Воспитателю детского сада доступно множество дидактических игр. Целенаправленное использование этих игр поможет ему в решении различных вопросов воспитания и развития ребенка, а также сформировать его готовность к школьному обучению.