Жучкова Маргарита Николаевна
Дидактическая игра как средство развития словаря дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Для проведения дидактических игр используют разные формы
организации: фронтальную, подгрупповую, парную, индивидуальную.
1. Дидактические игры, направленные на активизацию в речи детей 3 –
4 лет названий предметов и обобщающих слов :
а) Дидактическая игра «Кукла проснулась»
Цель: активизация в речи детей названий предметов одежды (майка, трусы,
носки, платье, юбка, футболка, сарафан) и обобщающего слова (одежда)
Публикация «Дидактическая игра как средство развития словаря дошкольника» размещена в разделах
Оборудование: кукла, набор кукольной одежды
Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на проснувшуюся куклу,
напоминает о необходимости ее одеть, поочередно привлекает детей к
процессу одевания.
Вопросы логопеда:
- Что ты одел на куклу? (платье и т. д.)
- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (одежда)
б) Дидактическая игра «Подбери посуду для куклы»
Цель: активизация в речи детей названий предметов посуды (чашка, блюдце,
тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковородка) и обобщающего слова
(посуда)
Оборудование: кукла, набор кукольной посуды
Ход игры: логопед обращает внимание детей на куклу, которая
проголодалась, напоминает о необходимости ее накормить, поочередно
привлекает детей к подбору посуды для куклы.
Вопросы логопеда:
- Что ты поставил (положил) возле куклы? ( ответы детей: тарелку, ложку и т.
д.)
- Как можно назвать все эти предметы одним словом? ( ответы детей: посуда)
в) Дидактическая игра «Коробка с картинками»
Цель: активизация в речи детей названий предметов и обобщающих слов по
темам: транспорт, мебель, овощи, фрукты, птицы, рыбы, домашние
животные.
Оборудование: коробка, предметные картинки по темам
Ход игры:
Вариант №1
Логопед обращает внимание детей новую коробку, предлагает узнать,
что в ней лежит. Затем выставляет на доску или выкладывает на стол
предметные картинки по определенной лексической теме.
Вопросы логопеда:
- Что изображено на картинке? ( ответы детей: яблоко, груша, банан, ананас)
- Как можно назвать все, что изображено на этих картинках одним словом?
( ответы детей: фрукты)
Вариант № 2
Логопед предлагает навести порядок в коробке с картинками, выставляет
три предметных картинки по теме на доску (или выкладывает на стол)
Вопросы логопеда:
- Назови, что изображено на картинке? ( ответы детей: шкаф, стол, самолет)
- Назови, какая картинка лишняя? Почему? (ответы детей)
г) Дидактическая игра «Мамы и детки»
Цель: активизация в речи детей названий домашних животных и их
детенышей (коза – козленок, кошка – котенок корова – теленок, лошадь –
жеребенок, собака – щенок, свинья – поросенок)
Оборудование: картинки си изображением домашних животных и их
детенышей.
Ход игры: логопед обращает внимание детей, что у животных родились
детеныши, выставляет картинки (кошка, коза, корова, лошадь, собака,
свинья) на доску.
Вопросы логопеда:
- Назови животное, которое ты видишь на картинке? ( ответы детей: это коза
и т. д.)
- Как можно одним словом назвать всех животных, изображенных на
картинках? ( ответы детей: это – домашние животные)
- Недавно у этих домашних животных родились детеныши, они немного
подросли, отправились на прогулку и потерялись. Помогите мамам отыскать
своих детенышей. Чтобы поиски прошли побыстрей, возьми себе пару
поскорей (дети в парах подбирают к изображению мамы картинку с
детенышем)
Логопед обращается к каждой паре:
- Кто родился у кошки? ( ответы детей: котенок)
- Т. д.
2. Дидактические игры, направленные на обогащение словаря детей 3 – 4 лет
словами, обозначающими качества и признаки предметов:
а) Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими
характерные признаки овощей и фруктов.
Оборудование: дидактическое пособие «Чудесный мешочек», муляжи
овощей и фруктов.
Ход игры: логопед обращает внимание на чудесный мешок, лежащий на
столе, предлагает детям узнать содержимое путем отгадывания (если дети не
отгадывают – логопед помогает)
Вопросы логопеда:
- Красный, круглый, из него можно приготовить салат ( ответы детей: это
помидор)
Логопед достает из мешочка помидор
- Повторите, какой помидор? (дети повторяют прилагательные, названные
ранее)
По такому же принципу игра продолжается далее :
-огурец (зеленый, продолговатый, хрустящий, растет на грядке);
- лук (сочный, горький, круглый, растет на грядке);
- груша (желтая, сочная, сладкая, растет на дереве);
- яблоко (круглое, зеленое, сочное, сладкое растет на дереве)
б) Дидактическая игра «Письмо с фотографиями»
Цель: обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими
характерные признаки и качества животных.
Оборудование: письмо, картинки с изображением лесных животных
Ход игры: логопед обращает внимание детей на письмо с фотографиями,
которые прислали детям лесные зверята, предлагает отгадать, кто изображен
на фото (если дети затрудняются – воспитатель помогает)
Вопросы логопеда:
- Хитрая, рыжая, ловкая ( ответы детей: лиса)
- Повторите, какая лиса? (дети повторяют названные ранее прилагательные)
Логопед достает из конверта фотографию с изображением лисы
По такому же принципу игра продолжается далее :
- быстрый, трусливый, длинноухий ( ответы детей: заяц)
- большой, неуклюжий, коричневый ( ответы детей: медведь)
-серый, злой, голодный ( ответы детей: волк)
в) Дидактическая игра «Камень, шишка, ракушка»
Цель: обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими
характерные признаки предметов.
Оборудование: природный материал: камни, шишки, ракушки на каждого
ребенка
Ход игры: логопед спрашивает детей.
- Назовите героев мультфильма «Фиксики» ( ответы детей: Симка, Нолик,
Папус и т. д.)
-Была ли в этом мультике загадочная лаборатория? (ответы детей)
- Предлагаю в нашей группе тоже открыть лабораторию и узнать много
интересного (дети проходят за столы)
Логопед предлагает взять в руки, рассмотреть, погладить, пощупать
камни, ракушки, шишки.
Вопросы логопеда:
- Что тяжелее камень или ракушка? ( ответы детей: камень)
- Значит, камень тяжелый, а ракушка легкая.
-Назовите, какой камень?
- Назовите, какая ракушка?
(Дети повторяют произнесенные ранее прилагательные)
-Проведите рукой по камню и шишке: что колется? ( ответы детей: шишка)
- Значит, шишка колючая, а камень гладкий.
- Назовите, какой камень?
-Назовите, какая шишка?
(Дети повторяют произнесенные ранее прилагательные)
3. Дидактические игры на обогащение словаря детей 3- 4 лет словами,
обозначающими действия предметов:
а) Дидактическая игра «Кто что делает»
Цель: обогащение словаря детей 3- 4 лет словами, обозначающими действия
человека
Оборудование: предметные картинки с изображениями разнообразных
действий человека
Ход игры: логопед обращает внимание детей на появление в группе
новой игры и предлагает в нее поиграть, раздает каждому по одной картинке.
Вопросы воспитателя (к каждому ребенку) :
- Расскажи, что делает девочка на твоей картинке ( ответы детей: девочка
танцует)
- Т. д.
б) Дидактическая игра «Кто как голос подает»
Цель: обогащение словаря детей 3- 4 лет словами, обозначающими действия
домашних животных.
Оборудование: картинки с изображениями домашних животных (коза,
корова, кошка, лошадь, собака, свинья, аудиозапись «Голоса домашних
животных»
Ход игры:
Логопед предлагает отправиться в путешествие в деревню, где ребят
встречают гости (включает фонограмму с голосом кошки)
Вопросы логопеда:
-Кто это нас встречает? ( ответы детей: это кошка)
-Кошка говорит «мяу», значит, она мяукает
- Что делает кошка, когда говорит «мяу»? ( ответы детей: мяукает)
Хоровые и индивидуальные повторы произнесенного ранее глагола
Далее по такому же принципу обыгрывается голос коровы, козы, лошади,
собаки, свиньи (детский словарь обогащается глаголами: мычит, блеет, ржет,
лает, хрюкает)
в) Дидактическая игра «Назови действия»
Цель: обогащение словаря детей 3- 4 лет словами, обозначающими действия
разных предметов.
Оборудование: предметные картинки (ножницы, игла, топор, пила, зубная
щетка, карандаш)
Ход игры: логопед обращает внимание детей на появление в группе
новой игры и предлагает в нее поиграть (выставляет на доске по одной из
предметных картинок)
Вопросы воспитателя:
- Что можно делать? (ножницами, иглой, топором, пилой, зубной щеткой,
карандашом)
- Ответы детей (резать, шить, рубить, пилить, чистить, рисовать)