Приложение МААМ

Дидактическая игра как средство развития словаря дошкольника

Жучкова Маргарита Николаевна
Дидактическая игра как средство развития словаря дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Для проведения дидактических игр используют разные формы

организации: фронтальную, подгрупповую, парную, индивидуальную.

1. Дидактические игры, направленные на активизацию в речи детей 3 –

4 лет названий предметов и обобщающих слов :

а) Дидактическая игра «Кукла проснулась»

Цель: активизация в речи детей названий предметов одежды (майка, трусы,

носки, платье, юбка, футболка, сарафан) и обобщающего слова (одежда)

Публикация «Дидактическая игра как средство развития словаря дошкольника» размещена в разделах

Оборудование: кукла, набор кукольной одежды

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на проснувшуюся куклу,

напоминает о необходимости ее одеть, поочередно привлекает детей к

процессу одевания.

Вопросы логопеда:

- Что ты одел на куклу? (платье и т. д.)

- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (одежда)

б) Дидактическая игра «Подбери посуду для куклы»

Цель: активизация в речи детей названий предметов посуды (чашка, блюдце,

тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковородка) и обобщающего слова

(посуда)

Оборудование: кукла, набор кукольной посуды

Ход игры: логопед обращает внимание детей на куклу, которая

проголодалась, напоминает о необходимости ее накормить, поочередно

привлекает детей к подбору посуды для куклы.

Вопросы логопеда:

- Что ты поставил (положил) возле куклы? ( ответы детей: тарелку, ложку и т.

д.)

- Как можно назвать все эти предметы одним словом? ( ответы детей: посуда)

в) Дидактическая игра «Коробка с картинками»

Цель: активизация в речи детей названий предметов и обобщающих слов по

темам: транспорт, мебель, овощи, фрукты, птицы, рыбы, домашние

животные.

Оборудование: коробка, предметные картинки по темам

Ход игры:

Вариант №1

Логопед обращает внимание детей новую коробку, предлагает узнать,

что в ней лежит. Затем выставляет на доску или выкладывает на стол

предметные картинки по определенной лексической теме.

Вопросы логопеда:

- Что изображено на картинке? ( ответы детей: яблоко, груша, банан, ананас)

- Как можно назвать все, что изображено на этих картинках одним словом?

( ответы детей: фрукты)

Вариант № 2

Логопед предлагает навести порядок в коробке с картинками, выставляет

три предметных картинки по теме на доску (или выкладывает на стол)

Вопросы логопеда:

- Назови, что изображено на картинке? ( ответы детей: шкаф, стол, самолет)

- Назови, какая картинка лишняя? Почему? (ответы детей)

г) Дидактическая игра «Мамы и детки»

Цель: активизация в речи детей названий домашних животных и их

детенышей (коза – козленок, кошка – котенок корова – теленок, лошадь –

жеребенок, собака – щенок, свинья – поросенок)

Оборудование: картинки си изображением домашних животных и их

детенышей.

Ход игры: логопед обращает внимание детей, что у животных родились

детеныши, выставляет картинки (кошка, коза, корова, лошадь, собака,

свинья) на доску.

Вопросы логопеда:

- Назови животное, которое ты видишь на картинке? ( ответы детей: это коза

и т. д.)

- Как можно одним словом назвать всех животных, изображенных на

картинках? ( ответы детей: это – домашние животные)

- Недавно у этих домашних животных родились детеныши, они немного

подросли, отправились на прогулку и потерялись. Помогите мамам отыскать

своих детенышей. Чтобы поиски прошли побыстрей, возьми себе пару

поскорей (дети в парах подбирают к изображению мамы картинку с

детенышем)

Логопед обращается к каждой паре:

- Кто родился у кошки? ( ответы детей: котенок)

- Т. д.

2. Дидактические игры, направленные на обогащение словаря детей 3 – 4 лет

словами, обозначающими качества и признаки предметов:

а) Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими

характерные признаки овощей и фруктов.

Оборудование: дидактическое пособие «Чудесный мешочек», муляжи

овощей и фруктов.

Ход игры: логопед обращает внимание на чудесный мешок, лежащий на

столе, предлагает детям узнать содержимое путем отгадывания (если дети не

отгадывают – логопед помогает)

Вопросы логопеда:

- Красный, круглый, из него можно приготовить салат ( ответы детей: это

помидор)

Логопед достает из мешочка помидор

- Повторите, какой помидор? (дети повторяют прилагательные, названные

ранее)

По такому же принципу игра продолжается далее :

-огурец (зеленый, продолговатый, хрустящий, растет на грядке);

- лук (сочный, горький, круглый, растет на грядке);

- груша (желтая, сочная, сладкая, растет на дереве);

- яблоко (круглое, зеленое, сочное, сладкое растет на дереве)

б) Дидактическая игра «Письмо с фотографиями»

Цель: обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими

характерные признаки и качества животных.

Оборудование: письмо, картинки с изображением лесных животных

Ход игры: логопед обращает внимание детей на письмо с фотографиями,

которые прислали детям лесные зверята, предлагает отгадать, кто изображен

на фото (если дети затрудняются – воспитатель помогает)

Вопросы логопеда:

- Хитрая, рыжая, ловкая ( ответы детей: лиса)

- Повторите, какая лиса? (дети повторяют названные ранее прилагательные)

Логопед достает из конверта фотографию с изображением лисы

По такому же принципу игра продолжается далее :

- быстрый, трусливый, длинноухий ( ответы детей: заяц)

- большой, неуклюжий, коричневый ( ответы детей: медведь)

-серый, злой, голодный ( ответы детей: волк)

в) Дидактическая игра «Камень, шишка, ракушка»

Цель: обогащение словаря детей прилагательными, обозначающими

характерные признаки предметов.

Оборудование: природный материал: камни, шишки, ракушки на каждого

ребенка

Ход игры: логопед спрашивает детей.

- Назовите героев мультфильма «Фиксики» ( ответы детей: Симка, Нолик,

Папус и т. д.)

-Была ли в этом мультике загадочная лаборатория? (ответы детей)

- Предлагаю в нашей группе тоже открыть лабораторию и узнать много

интересного (дети проходят за столы)

Логопед предлагает взять в руки, рассмотреть, погладить, пощупать

камни, ракушки, шишки.

Вопросы логопеда:

- Что тяжелее камень или ракушка? ( ответы детей: камень)

- Значит, камень тяжелый, а ракушка легкая.

-Назовите, какой камень?

- Назовите, какая ракушка?

(Дети повторяют произнесенные ранее прилагательные)

-Проведите рукой по камню и шишке: что колется? ( ответы детей: шишка)

- Значит, шишка колючая, а камень гладкий.

- Назовите, какой камень?

-Назовите, какая шишка?

(Дети повторяют произнесенные ранее прилагательные)

3. Дидактические игры на обогащение словаря детей 3- 4 лет словами,

обозначающими действия предметов:

а) Дидактическая игра «Кто что делает»

Цель: обогащение словаря детей 3- 4 лет словами, обозначающими действия

человека

Оборудование: предметные картинки с изображениями разнообразных

действий человека

Ход игры: логопед обращает внимание детей на появление в группе

новой игры и предлагает в нее поиграть, раздает каждому по одной картинке.

Вопросы воспитателя (к каждому ребенку) :

- Расскажи, что делает девочка на твоей картинке ( ответы детей: девочка

танцует)

- Т. д.

б) Дидактическая игра «Кто как голос подает»

Цель: обогащение словаря детей 3- 4 лет словами, обозначающими действия

домашних животных.

Оборудование: картинки с изображениями домашних животных (коза,

корова, кошка, лошадь, собака, свинья, аудиозапись «Голоса домашних

животных»

Ход игры:

Логопед предлагает отправиться в путешествие в деревню, где ребят

встречают гости (включает фонограмму с голосом кошки)

Вопросы логопеда:

-Кто это нас встречает? ( ответы детей: это кошка)

-Кошка говорит «мяу», значит, она мяукает

- Что делает кошка, когда говорит «мяу»? ( ответы детей: мяукает)

Хоровые и индивидуальные повторы произнесенного ранее глагола

Далее по такому же принципу обыгрывается голос коровы, козы, лошади,

собаки, свиньи (детский словарь обогащается глаголами: мычит, блеет, ржет,

лает, хрюкает)

в) Дидактическая игра «Назови действия»

Цель: обогащение словаря детей 3- 4 лет словами, обозначающими действия

разных предметов.

Оборудование: предметные картинки (ножницы, игла, топор, пила, зубная

щетка, карандаш)

Ход игры: логопед обращает внимание детей на появление в группе

новой игры и предлагает в нее поиграть (выставляет на доске по одной из

предметных картинок)

Вопросы воспитателя:

- Что можно делать? (ножницами, иглой, топором, пилой, зубной щеткой,

карандашом)

- Ответы детей (резать, шить, рубить, пилить, чистить, рисовать)

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития словаря дошкольника
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 20:45
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития словаря дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Жучкова Маргарита Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День зимнего здоровья. Передвижка «Здоровье ребенка зимой»

Как сохранить здоровье ребенка зимой — этот вопрос волнует всех родителей. Укрепить детское здоровье и повысить сопротивляемость организма к вирусам и инфекциям в зимний период поможет комплексный...

24 ноября. День первого льда. «Осторожно, тонкий лед!»

Горячие темочки



Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД