Надежда Сапрыкина
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами. Они создаются педагогами в целях обучения и воспитания детей. При этом исследования советских учителей и психологов показали, что все выполняют одну важную роль — развитие речевого аппарата.
На что направлены дидактические игры?
Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе помогают ребенку в следующем:
Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
• Обучиться новым словам, их правильному произношению.
• Научиться склонять и использовать речь связно.
• Понять и услышать разницу между созвучными словами.
• Узнать о разных формах слова, о применении предлогов и союзов.
• Строить предложения.
• Воспринимать интонацию и звуковые культуры речи.
• Поставить диалоговую речь с собеседником.
Цель дидактических игр — развитие ребенка во всестороннем направлении. Они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с живой и неживой природой, по формированию математических представлений, систематизации и закрепление знаний.
Будущий школьник развивает мышление и свои умственные способности, а также совершенствует мелкую моторику и координацию.
Игровое начало
Дидактические карточки включают в себя игру, так как именно она помогает ребенку не терять искру мысли и заинтересованности. Именно в дошкольном возрасте дети более всего подвижны, неугомонны. Им трудно усидеть на одном месте, а игра помогает на протяжении длительного времени быть сконцентрированными на одном занятие.
В процессе занятий приобретаются многие конкретные знания: изучаются движения предметов, величина расстояний, сила собственных движений, физические свойства окружающего мира — липкость, скользкость, непроницаемость.
Только во время игры маленький человек воспитывает культуру речи, общение. К тому же он учится работать в команде, помогает освоить другому информацию, высказывает свою точку зрения, находит общий язык со сверстниками.
Виды дидактических игры для развития речи в подготовительной группе
В зависимости от цели, которую ставит педагог, выделяют несколько разновидностей дидактических игр для развития речи.
Образовательные
Направлены на получение новых знаний, умений, закрепление пройденного материала. Игры формируют интерес к обучению, что очень важно на первых порах становления личности, когда определяются постоянные интересы ребенка.
В образовательной игре, в отличие от других, четко поставлена цель обучения детей соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть выделены и проверены в явном виде. Отличительная черта — в каждой игре есть четко поставленные задания, которые должны быть выполнены.
Развивающие
Цель таких дидактических игр — развитие определенных психических процессов, способностей ребенка и интеллектуальных качеств (внимания, памяти, мышления).
Развивающие игры могут быть разного содержания. Главные их отличительные черты:
• Большинство игр не ограничиваются одним заданием, а позволяют придумывать детям и взрослым новые варианты задач.
• В большинстве случаев широкий диапазон трудностей — от доступных 2-3 малышу до непосильных задач для школьников.
• Решение задачи предоставляется не в абстрактной форме, а в виде видимых, осязаемых вещей.
Воспитательные
Эти игры организуются с целью освоения норм и правил поведения в обществе, общении, за столом, формирования определенных нравственно-эстетических ценностей, вырабатывания политического взгляда.
Он учится взаимодействовать с окружающими, проявлять манеры в тех или иных ситуациях. К тому же именно во время таких занятий связь педагога с ребенком укрепляется, малыш начинает доверять человеку, находит с ним общий язык.
Дидактические игры по развитию речи детей подготовительной группы проводят как во время, отведенное для нод, так и в часы самостоятельной деятельности. Место выбирает педагог. Если это подвижные занятия, то лучше всего устроить игру на улице, где хватит свободного пространства для всех. Деятельность с карточками, бумажками проводится за столом.
Федеральный государственный стандарт (сокращенно ФГОС) выделяет ряд игр для развития речевого аппарата, которые наиболее эффективны для детей в подготовительной группе, они представлены ниже.
«Венок из предложений»
Цель: Упражнение в составлении предложений.
Ход: Воспитатель произносит простое предложение. Далее ребенок называет последнее слово и с ним уже придумывают предложение. Так игра продолжается по кругу.
«Закончи слово»
Цель: Развить умение делить слова на слоги.
Ход: Дети становятся в круг. Педагог бросает любому ребенку мяч и говорит начало слова, а он должен бросить его назад и сказать конец слова. Например, ко-шка.
«Волшебные кубики»
Цель: Развить слуховую и зрительную память, научить производить синтез слова.
Ход: На стол кладут кубики, на каждой грани которого знакомые детям предметы, животные, явления. Воспитатель предлагает собрать любое слово, обращая внимания на первые звуки. Например, слон.
«Найди братца»
Цель: Научить различать твердые и мягкие знаки в слове.
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в ряд. Дети должны разложить изображение в 2 ряда, чтобы первые звуки были «братцами» первых звуков ряда. Например, «Йогурт» первый звук [й]. Ребенок положит во второй ряд йога, первый звук в этом слове [й]. Значит, йогурт и йог — братцы.
«Веселый поезд»
Цель: Научить определять количество звуков в слове.
Ход: В руке каждого малыша билет — предметная картинка. Воспитатель предлагает каждому определить количество звуков в слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове.
«Сколько букв»
Цель: Научить ребенка считать и распознавать буквы в слове.
Ход: Педагог включает презентацию с изображением предметов, явлений или использует подготовленные карточки. Показывая на картинку, он просит сосчитать количество букв в слове. Можно усложнить задачу. Например, попросить сосчитать звуки или количество гласных букв.