МААМ-картинки

«Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Пышкина Валентина Алексеевна
«Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Пышкина Валентина Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Русско-Бродский детский сад №1»

На современном этапе развития общества необходим новый тип личности, обладающий глубокими знаниями об окружающем мире, умеющем выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с определенным объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании детей дошкольного возраста именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления,уточнения и систематизации знаний об окружающем и социальном мире.

Публикация «„Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Поэтому дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача.

По мнению А. И. Сорокиной, своеобразие дидактической игры состоит в сочетании познавательного содержания, элементов обучения и радующей детей игровой деятельности. Воспитательная ценность дидактической игры

заключается в том,что она входит в копилку педагогических средств воспитателя, постепенно усваивается детьми и становится содержанием их самостоятельной деятельности.

Специфика дидактической игры заключается в том, что познавательная задача ставится перед детьми не прямо, а опосредованно, через игровую задачу. То есть цель игры как бы замаскирована, скрыта от них, что повышает интерес к игре и влияет на успешность решения дидактической задачи. Ребенок не понимает, что играя, он участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого обучения, т. е. непреднамеренно обучается, причем они не только уточняют и закрепляют знания полученные в процессе обучения, но и благодаря в ней двух начал- игрового и познавательного – приобретают новые. В этих играх перед ними раскрываются мир вещей и предметов; природы, ее сезонных изменениях, растений и животных; социальных отношений и труда взрослых, а также те сферы действительности, которые в силу разных причин недоступны чувственному восприятию ребенка. А это способствует возникновению у детей познавательных интересов, вопросов, споров между ними, которые содействуют переходу детского любопытства в любознательность, развитию наблюдательности, расширению и углублению круга знаний, освоению средств и способов познания.

При этом активное обучающее воздействие воспитателя осуществляется косвенно, с помощью подбора дидактических игр, через дидактический материал, игровые правила и действия. Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении дошкольника входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, передающим ее смысл.

Дидактическая игра имеет определенную структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровые действия, игровые правила., результат и дидактический материал. Своеобразие дидактической игры состоит в том,что она выступает одновременно как вид игровой деятельности особая форма обучения. Дидактическую игру ребенок получает в готовом виде от взрослого, создающего ее специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе реализации игровой и дидактической задач. То есть игра объединяет в себе два начала: игровое и обучающее.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, если в ходе нее задействованы мыслительные процессы, в результате чего расширяются представления детей о предметах, появляются первые навыки сравнения, обобщения, Например, ребенок учится различать разнородные предметы и соотносить их по форме, цвету, величине. Такие игры, как «Овощной магазин», интересны малышу тем, что он может не только разглядывать имеющиеся в магазине овощи,но и ощупывать их, производить с ними различные действия (складывать в кучки овощи круглой формы; расставлять на одной полке овощи большей и меньшей величины; упаковывать в пакеты овощи только красного цвета и т. д.).Таким образом, в 2-3 года ребенок получает самые первые представления о предэталонах формы, цвета. величины. При этом воспитатель ставит в игре дидактическую задачу, удовлетворяя потребность ребенка в игровом действии и обобщении, через которые решается игровая задача.

В науке еще нет единого мнения, чем же в действительности является дидактическая игра : средством, формой, методом, или видом деятельности. Главное состоит в том, какие возможности открывает дидактическая игра в воспитании и развитии детей, какие богатства для познания таит в себе, какие новые перспективы в развитии игровых технологий указывает.

Специально организованные воспитателем дидактические игры хорошо вписываются в режим занятий, их можно использовать на занятиях по разным областям знаний и различных видах деятельности детей.

Умственное воспитание позволяет педагогу открыть ребенку путь к познанию действительности. Дидактическая игра не только закрепляет знания, полученные детьми, но и развивает самостоятельность мышления, сенсорные способности. Активизирует речевое развитие, стимулирует развитие любознательности.

В дидактической игре знания усваиваются наряду с развитием познавательных процессов. В играх с игрушками, предметами, картинками дошкольник накапливает сенсорный опыт. А его восприятие становится дифференцированным, точным, разносторонним, формируется его культура.

Дидактические игры создают благоприятные условия для развития процессов и видов памяти посредством активизации детского опыта, перехода мыслительной деятельности в план представлений.

В дидактических играх ребенок осваивает мыслительные операции, способность к рассуждениям, объяснениям, умозаключениям. Он учится анализировать предметы по представлению, обобщать их на основу существенных признаков, а его мышление становится внеситуативным, приобретает самостоятельность, планомерность, гибкость, критичность, пытливость, оригинальность. Установить связи между восприятием, мышлением и воображением помогают действия на замещение предметов, анализ их строения, выделение пространственных отношений, использование логических связей и создание новых образов, в том числе выражение их разными способами,- творческий подход к решению проблемных ситуаций. То есть возникает особая позиция как стремление не только познавать, но и преобразовывать окружающий мир.

Дидактические игры развивают словарь, грамматический строй речи в процессе сравнения и классификации предметов, усвоения сенсорных эталонов, составления самостоятельных рассказов о предметах,явлениях природы и общественной жизни. Так речь включается в генезис познавательных процессов, где выступает средством познания, выполняя функцию орудия мышления.

Внимание как условие выполнения практической и умственной деятельности складывается во всех дидактических играх.

Таким образом, дидактические игры способствуют формированию ряда новообразований в познавательной сфере :

- познавательные интересы;

-все более усложняющиеся формы аналитико-синтетической деятельности;

-умственные действия и элементы внутреннего плана деятельности;

-интеллектуализация познавательных процессов, установление между ними взаимосвязей.

Указанные изменения, как показала З. М. Богуславская, позволяют ребенку осуществить переход от развернутых внешних действий с предметами к действиям в уме, в плане представлений; от наглядно-действенного к словесно-образному способу усвоения словесного и наглядного материала. Итогом развития познавательной сферы в дидактической игре выступает формирование интеллектуальной готовности к школьному обучению, в частности таких ее показателей, как умение принимать задачи на упражнение, что характеризует отношение ребенка к учебной задаче; способность учиться у взрослого; умение принимать условность ситуации.

Умственное развитие в дидактической игре связано с эмоциональным и нравственным. Активизируя познавательные процессы, игра оказывает влияние на эмоции ребенка, который переживает радость, удовлетворение от правильного решения, одобрения воспитателя и товарищей.

К подготовительной группе дети имеют более широкие знания,поэтому педагог должен систематизировать, расширять и углублять знания, полученные детьми в предыдущих группах, Большое значение приобретают дидактические игры, в которых дети постепенно оттачивают необходимые навыки (счета, классификации, определения состава числа и т. д.)Особенность дидактической игры состоит в том,что старшие дошкольники будут играть в нее, если она будет занимательной, эмоционально захватывающей.

В подготовительной группе дидактическая игра должна стать одной из важнейших ступенек подготовки детей к школе. Дети этого возраста в силах придумать и (и придумывают, особенно когда педагог их поддерживает, дает ориентир, наталкивает на тему помогает технически воплотить) дидактические игры самостоятельно. К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой опыт дидактических игры. Играя самостоятельно, они могут обучать друг друга незнакомым играм, вводить новые правила, условия в известную игру. Взаимообучение имеет важную роль активности детей, развитии их интеллектуальной сферы.

Для достижения необходимого результата,по мнению Н. Я. Михайленко,одним из главных требований к руководству детской игрой считает владение воспитателем грамотной игровой культурой, без которого он не сможет научить детей играть. Это значит, что педагог должен уметь оперировать элементами игровых сюжетов, развертывать сюжеты для разных возрастных групп. Для этого необходимо учиться фантазировать, придумывать сюжеты, изучать соответствующую литературы, одним словом- знать игру и быть творческим человеком, а также соблюдать следующие условия: создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада; гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка.

Используемая литература:

БондаренкоА. К. Дидактические игры в детском садуПросвещение 1991.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Москва 2016

ГубановаН. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Москва 2015

Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлениюс окружающим. Москва 2015

Журнал Дошкольное воспитание №2 2016г

Публикации по теме:

Консультация «Дидактическая игра, как средство развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО, подразумевает создание благоприятных условий.

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Захарова Галина Михайловна, воспитатель МАДОУ Детский сад 17, городской округ Красноуфимск Дидактическая игра как средство развития речи.

Интеграция образовательных областей как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста Интеграция образовательных областей, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста. «Умейте открыть перед.

Консультация «Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности» «Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности» Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников.

Методические рекомендации для воспитателей «Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста» Методические рекомендации для воспитателей: «Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста» Игра пронизывает всю.

Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное.

Презентация опыта работы для педагогов «Использование ИКТ для развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Значение ИКТПрезидент РФ поставил перед каждым учреждением задачу: иметь собственное электронное представительство в интернете. На основании.

Проект «Дидактическая игра как средство  всестороннего развития детей дошкольного возраста»Проект «Дидактическая игра как средство  всестороннего развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Детский сад № 183 "Огонек".

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Посредством экологического воспитания дети дошкольного возраста испытают существенные трудности в анализировании, постановке целей, планировании,.

Дидактическая игра как средство развития математического представления у детей среднего дошкольного возраста Статья. «Дидактическая игра как средство развития математического представления у детей среднего дошкольного возраста». Выполнила студентка:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 23:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Пышкина Валентина Алексеевна (УИ 1994513) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД