Светлана Смолякова
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация работы
Данный материал будет полезен для воспитателей, по применению детского экспериментирования как средство развития познавательной активности дошкольников.
Введение
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Цель моей работы: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- сформировать у детей представления об окружающей среде;
- развивать собственный познавательный опыт при использовании наглядных средств;
- поддержать у детей самостоятельность при проведении опытов.
Основная часть.
Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Поэтому, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для меня стала актуальной. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
На начальном этапе работы я изучила методическую литературу. Провела мониторинг личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе, о различных материалах и их свойствах. Диагностику я проводила дважды в год, чтобы можно было корректировать планы работы, отслеживать уровень усвоения материала, и пополнять среду в связи с потребностями детей. Мною был разработан перспективных планов работы с детьми по экспериментальной деятельности.
На 2-м этапе – Для решения поставленных задач мною в группе создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. В уголке представлены все материалы для исследования, Он постоянно пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей.
Экспериментируя вместе с детьми, мы переживали чувство удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами (с водой, снегом, песком, красками, бумагой, обсуждать полученные результаты. Но если ребенок не встречает заинтересованного отношения воспитателя, то у него может возникнуть негативизм и упрямство.
В работе с детьми учитывали следующие основные правила проведения экспериментов : установить цель эксперимента : для чего мы проводим опыт; подобрать все необходимые материалы для проведения опыта; обсудить весь процесс эксперимента : как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели); подвести итог эксперимента : что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями, происходящими в природе (если это являлось целью); результаты эксперимента отобразить в дневник наблюдений.
Реализацию поставленных перед собой задач, я осуществляю в непосредственно образовательной деятельности, во время самостоятельной деятельности детей в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.
Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для моих почемучек, а также они соответствуют их возрасту.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
Результатом моей работы по внедрению экспериментирования стало то, что у нас группе проведение экспериментов стало нормой жизни, мы их рассматриваем не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Хочу выделить позитивные моменты: закрепление ранее полученного (усвоенного) материала; продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях; роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер); в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).
Экспериментирование связано со всей детской деятельностью : игры, занятия, прием пищи, прогулка, сон; рисование - зарисовка опытов и наблюдений;
- ручной труд - поделки из природного материала; на прогулке - наблюдения за погодой, птицами, насекомыми, опыты с песком, снегом, льдом …; во время приема пищи – молоко теплое, белое…; хлеб черный; булка белая, мягкая; сухари хрустят, а в бульоне становятся мягкими.
Все групповое пространство должно быть распределено на уголки, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал.
Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Заключение.
Проведя такую большую работу, я сделала такой вывод: использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Список литературы
1. Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
3. Дыбина, О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
4. Интернет-ресурсы