ЕЛЕНА ЕРМАКОВА
Мультипликация как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовки к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития (Г. А. Корнеева, А. М. Леушина, 3. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т. Д. Рихтерман, Е. В. Сербина, Е. В. Соловьева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Е. В. Щербакова и др.) .
Публикация «Мультипликация как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Мультипликация, анимация. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Методические материалы
- Старшая группа
- Темочки
М. В. Ломоносов говорил, что «ум в порядок приводит математика». Математика имеет уникальный развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение, эмоции, настойчивость, творческий потенциал человека. Поэтому, важнейшей задачей педагогов является создание условий для развития у детей познавательной активности и интереса к окружающему миру, а также к математике.
Познавательный интерес – основа учебной деятельности. Он способствует накоплению глубоких знаний, мотивирует умственную активность, создает благоприятный эмоциональный фон для развития психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т. д.). Они в свою очередь являются предпосылками к учебной деятельности, а следовательно, и дальнейшему успешному обучению ребенка в школе.
Р. Л. Березина, Т. И. Ерофеева, отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью, а также при личностно-ориентированном взаимодействии ребенка со взрослым и другими детьми.
Анализ литературы и мои наблюдения за детьми показали, что у старших дошкольников возникает различное отношение к математике, которое выражается в разной степени познавательного интереса. Как показывает практика, в детских садах не проводится целенаправленная работа по формированию у детей интереса к математической деятельности, недостаточно эффективно используются в обучении средства, стимулирующие его, не созданы условия, способствующие развитию интереса к математике у дошкольников.
Таким образом, появилась проблема по поиску эффективных средств, способствующие развитию интереса к математике у дошкольников.
Поиск решения данной проблемы привел к идее использовать мультипликацию в учебно-воспитательном процессе.
Мультипликация – это эффективный инновационный метод в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Создание мультфильмов совместно с детьми показывает, насколько универсален инструмент, который позволяет раскрыть творческие и совершенствовать познавательные способности ребенка.
Целью моей работы стало формирование элементарных математических представлений и стимулирование познавательного интереса посредством мультипликации.
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:
Образовательные:
- формировать элементарные математические представления (количество и счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве, плоскости, времени);
- познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
- познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
- формировать начальные умения работы с мультимедийным оборудованием, навыки безопасного поведения при работе с ним, инструментами и материалами для создания мультфильмов;
- формировать художественные навыки и умения;
- поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать творческое мышление и воображение;
- развивать детское экспериментирование;
- способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
- развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма;
- поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка. На съемку одного мультфильма отводится от 4 до 6 занятий. Занятие длятся 25 минут.
Процесс создания мультфильма я разделила на следующие этапы:
1 этап. В основе мультфильма лежит идея. Здесь ребята определяют основную тему, сюжет, персонажей и общую концепцию. Идея может быть выведена из книги, рассказа, сказки, а также придумана самостоятельно.
2 этап. После того как идея создана составляем сценарий. История строится вокруг главного героя, ребята отвечают на такие вопросы: кто главный герой, где он находится, что он делает, что произойдет с ним потом?
3 этап. Следующий важный пункт – это раскадровка сюжета. Здесь дети учатся «оживлять» свои задумки, представляя их кадрами: это рисунки, схемы сцен, положение персонажей. Раскадровка помогает четко представить, как сюжет будет выглядеть на экране, планировать каждую деталь.
4 этап. Изготовление героев и декораций. Декорации и визуальные эффекты – это основа атмосферы мультфильма. Дети реализуют свои художественные идеи и работают с различными материалами, что стимулирует их воображение. В качестве декораций и героев может использоваться всё что угодно игрушки, поделки, конструктор.
5 этап. Съемка. Во время съемочного процесса дети знакомятся с техникой, а также учатся работать с камерой и светом. Тут развивается множество навыков: внимание, терпение и организованность.
Существует много программ. В которых можно монтировать мультфильм, например такие программы, как Movavi, Movie Maker, Viva Video и др. Я пользуюсь программой «Арт игрушка», которая удобна и доступна для понимания детям. «Арт игрушка» не продается как самостоятельный продукт. Лицензии предоставляются только пользователям продукции Сиреневая мультстудия.
6 этап. Озвучивание мультфильма – это особенный и увлекательный процесс. Здесь ребята работают над интонацией, учатся выражать разные эмоции и развивали свои коммуникативные способности.
7 этап. Когда все материалы готовы, мы переходим к важнейшему этапу – монтажу. Здесь мы соединяем все элементы: картинку, звук, эффекты. На этом этапе добавляется название мультфильма и титры.
8 этап. Демонстрация – это работа по изготовлению афиш, пригласительных на премьеру мультфильма, просмотр мультфильма, совместно с родителями, с детьми из других групп.
В работе с детьми использую следующие виды анимации: пластилиновую объемную анимацию, LEGO анимацию, кукольную и предметную анимацию, пластилиновую, фетровую и бумажную перекладку, песочную анимацию.
В занятия по созданию мультфильма включаю дидактические игры и упражнения, которые использую на традиционных занятиях по ФЭМП.
А также, одной из интересных и необычных методик, применяемых мной в создании мультфильмов, является использование даров Фрёбеля.
Фридрих Фрёбель, немецкий педагог, разработал систему раннего развития детей, включающие специальные наборы игрушек, которые он назвал дары. Эти игрушки предназначены для стимулирования творческого мышления, развития моторики и пространственного воображения.
Мультфильмы с дарами Фрёбеля включают элементы математики и логики. Дети могут видеть, как простые формы превращаются в сложные конструкции, как числа взаимодействуют друг с другом, создавая удивительные структуры. Использование игр с Дарами Фрёбеля развивает у детей пространственное мышление, которое затем становится основой для понимания схем, карт и более сложных концепций.
Кроме того, игры с дарами помогают развивать не только умственные, но и коммуникативные навыки благодаря проблемно-игровой деятельности в группе. Важно учитывать, что именно такие активности готовят детей к работе с мультимедиа, потому что они учат их сначала мыслить категориями формы, структуры и цвета, а затем уже применять эти знания на практике.
В процессе создания мультфильмов на этапе составления сценария также применяю технологию «Виммельбух».
Wimmelbuch в переводе с немецкого – «кишащая, изобилующая, «мельтешащая книга». Это развивающая книга-гляделка, книга-находилка, книга-картинка, т. е. книга для разглядывания с яркими, красочными иллюстрациями. Книга содержит минимум текста, а иногда текста вообще нет, а рисунки насыщены деталями. Данная технология является эффективной для решение математических задач. С помощью дидактических игр и такой книжки можно закрепить с ребятами счет, геометрические формы, ориентировку на плоскости, величину, цвет, сравнении групп и т. д.
Таким образом, хочется отметить результативность моей педагогической деятельности:
- ребята научились создавать мультфильмы в разных техниках;
- увеличился уровень математического развития у детей (на основе сравнительного анализа диагностики на начало и конец учебного года);
- дети стали с интересом выполнять задания, содержащие компоненты математического развития;
- научились фантазировать, наблюдать, сравнивать, отражать свои впечатления в творческих работах;
- ребята научились работать в команде.
В перспективе своей работы планирую в занятия по мультипликации интегрировать различные образовательные области, для всестороннего развития дошкольников.
Вывод: мультипликация является эффективным средством формирования элементарных математических представлений и стимулирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.