Какатунова Ольга Дмитриевна
Детское экспериментирование как метод умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила воспитатель МБДОУ "Детский сад №85" г. Череповца Какатунова О. Д.
Для современной системы образования проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. В наше время, в эпоху информатизации, в условиях быстро меняющейся жизни и постоянно возрастающего объема знаний, на первый план выдвигается задача формирования способности личности к активной умственной деятельности. Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к проявлению инициативности и творчества в решении проблем.
Публикация «Детское экспериментирование как метод умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность выбранной темы заключается в том, что взаимодействие ребенка с окружающим миром во многом зависит от его активности и деятельности. Именно активность закладывает начало формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. В связи с этим возникла необходимость предоставления детям возможности приобретать знания самостоятельно. Одним из эффективных методов работы является экспериментальная деятельность. В данной деятельности наиболее выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самореализации дошкольников. Поэтому изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы с детьми дошкольного возраста вызывает особый интерес.
Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития ребенка, его адаптации к социуму, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять приобретенные знания на практике. Умственное воспитание способствует умственному развитию в том случае, когда учитываются индивидуальные и возрастные особенности развития самого ребенка первых лет жизни.
Умственное воспитание необходимо осуществлять именно в дошкольные годы, важно не упустить этот период. Ведь именно в дошкольном возрасте происходят более высокие темпы умственного развития, чем в остальные возрастные периоды, это наиболее сензитивный период для умственного развития.
Экспериментирование является одним из методов умственного воспитания детей и взрослых. Трудно не согласиться с Н. Н. Поддъяковым, который отметил, что в течение многих лет ученые искали такую деятельность детей, которая бы интенсивно развивалась на протяжении всего дошкольного детства без включения помощи со стороны взрослого, а иногда и вопреки его действиям [11]. И такой деятельностью оказалась экспериментальная деятельность, которая направлена на получение сведений о физических свойствах различных предметов и явлений.
Экспериментирование зародилось давно. Л. С. Выготский говорил, что оно своими корнями уходит в манипулирование, из которого развились все остальные формы экспериментирования. Манипулирование возникает еще в раннем возрасте. В процессе его происходит природоведческий и социальный эксперимент. По мере взросления ребенка манипулирование предметами усложняется, приобретая иной характер. Так, от 2 до 3 лет ребенок все больше исследует, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и явлений, с которыми сталкивается. В этом возрасте происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности. После трех лет начинается интегрирование этих фрагментов, объединение их в единую систему. После пяти лет экспериментальная деятельность приобретает типичные ей черты и становится самостоятельным видом деятельности.
Экспериментирование понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе экспериментирование означает метод обучения, позволяющий ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и др.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза.
Поскольку закономерности проведения экспериментов с детьми не совпадают с проведением экспериментов со взрослыми, используют словосочетание «детское экспериментирование», введенное Н. Н. Поддьяковым. Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
Как любая деятельность, экспериментирование имеет определенные цели и задачи:
1) Поддерживать интерес у детей к природе, удовлетворять любознательность.
2) Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, учить устанавливать причинно-следственные связи;
3) Развивать мыслительную деятельность, речь.
4) Способствовать восприятию целостной картины мира.
5) Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Детское экспериментирование - один из основных способов умственного воспитания дошкольников.
Исследовательская деятельность является естественным состоянием ребенка. Почти с самого рождения объектами исследования ребенка становятся люди и их взаимоотношения. Дети используют экспериментирование для того, чтобы понять нормы и правила поведения человека, для развития речи. Любовь детей к данному виду деятельности объясняется тем, что этому возрасту свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Этим требованиям и соответствует экспериментирование. Исследовательское поведение для дошкольника – это главный источник получения представлений о мире.
Дети с самого рождения хотят быть первооткрывателями, исследовать окружающий мир это естественное состояние ребенка. В основе экспериментальной деятельности дошкольника лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, а это ведет к интеллектуальному и умственному развитию. Активную деятельность детей которая способствует дальнейшему развитию надо направить в нужное русло, сделать их полезными. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Очевидно, и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что ребенок выступает субъектом деятельности, и в том, что оно позволяет оптимизировать стиль взаимодействия – плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога, детей и родителей.
В процессе экспериментирования дети не только знакомятся с новыми фактами, но и накапливают фонд интеллектуальных приемов и действий. Происходит обогащение памяти детей, активизируются мыслительные процессы, поскольку операции анализ и синтез постоянно нужны в ходе эксперимента. Экспериментальная деятельность развивает у ребенка дошкольного возраста диалектическое мышление, то есть такое умение, позволяющее обнаруживать противоречия действительности, видеть разнообразие мира, вскрывать систему связей и взаимосвязей в природе, обществе, самой личности. Она накапливает у ребенка собственный познавательный опыт; расширяет возможности формирования поисково-познавательной деятельности ребенка; формирует у ребенка такие качества личности как инициативность, смышленость, критичность, самодостаточность, организованность; влияет на эмоциональную сферу дошкольника и на развитие его творческих способностей. Также опыты положительно влияют на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет увеличения двигательной активности.
Ценность реального эксперимента заключается в том, что в ходе его наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному пути ее решения, создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование способствует восприятию целостной картины мира дошкольников и основ культурного познания окружающей действительности. По Л. А. Парамоновой, именно присвоение информации посредством ее изменения, дополнения и его практического применения и порождает знания.
Детское экспериментирование Н. Н. Поддьяков считает ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста. Для обоснования данного вывода приводятся следующие доказательства:
1. Игровая деятельность требует стимуляции и организации со стороны взрослых. В экспериментальной деятельности ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В процессе экспериментирования четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования.
3. У неиграющих детей психическое развитие ребенка происходит нормально. При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Исследования Н. Н. Поддьякова позволили выделить специфику детского экспериментирования. Она заключается в следующем:
1. Детское экспериментирование – форма поисковой деятельности, в которой выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития человека.
2. В данном виде деятельности проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений.
3. Детское экспериментирование лежит в основе процесса детского творчества.
4. В детском экспериментировании происходит взаимодействие процессов дифференциации и интеграции, в котором доминируют интеграционные процессы.
5. Экспериментирование является всеобщим способом функционирования психики.
У детей старшего дошкольного возраста формируется ряд навыков, необходимых в осуществлении экспериментирования : они теперь могут видеть проблему, которую надо решить; ставить перед собой цель деятельности и принимать ее; делать предположения и определять средства и методы, с помощью которых будут решать проблемные ситуации; анализировать, сравнивать исследуемые объекты и явления; делать выводы.
Н. Н. Поддьяков выделяет 2 вида поисковой деятельности дошкольников :
1. Активность в процессе экспериментирования полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект деятельности, самостоятельно строит ее, ставит цели и достигает их. В этом случае ребенок полностью удовлетворяет свои потребности, интересы.
2. Экспериментирование организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, строит ребенку определенный алгоритм действий. Ребенок получает те результаты, которые взрослый поставит изначально.
Первый вид экспериментирования, как отмечает Л. А. Парамонова, у значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном, операционном уровне.
Исследовательский процесс, по Прохоровой, предполагает следующее: ребенок выделяет и ставит проблему, необходимую решить; предполагает возможные решения; проверяет эти решения исходя из данных; делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения.
Дети в возрасте 5-6 лет уже умеют задавать поисковые вопросы и активно стремятся искать на них ответы. Появляются вопросы с важным вопросительным словом «как?» («как это сделать?») и «почему?» («почему солнце светит?» и т. д.). Эти вопросы свидетельствуют о пытливости ребенка, его желании познавать как можно больше. Дети, как правило, сами выступают инициаторами опытов и экспериментов. Роль взрослого как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а старается разбудить мыслю детей, с помощью наводящих вопросов направляет рассуждения ребенка в нужное русло. В старшем дошкольном возрасте возрастает самостоятельность детей, длительность исследований. Дети способны запоминать инструкции, осознавая их значение, соблюдать технику безопасности. В подготовительной к школе группе детского сада детям доступны сложные мыслительные операции: дети выдвигают гипотезы, проверяют их истинность, могут от них отказаться, если они не подтвердились в ходе исследования. Приобретению данных навыков способствует систематическая работа педагога, направленная на развитие экспериментальной деятельности.
Дети в старшем дошкольном возрасте хотят узнать о таких физических явлениях, как замерзание воды в холодное время года, распространение звука в воздухе и воде, окраске объектов окружающей действительности и т. д. И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир утверждают, что словесно-логическое мышление у детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, который ребенок проводит самостоятельно, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные результаты, сопоставить их, сравнить, классифицировать, обобщить и сделать необходимые выводы о роли этих явлений в жизни человека, и их значимости для самого себя.
Таким образом, детское экспериментирование – важное средство умственного воспитания дошкольников. Чем активнее ребенок экспериментирует, наблюдает, слушает, анализирует, трогает, то есть включается в практическую деятельность познания, тем быстрее развиваются его умственные способности и повышается познавательная активности. Проведение экспериментирования дает возможность детям дошкольного возраста возможность самостоятельного поиска знания, нахождения решения проблемы. При этом ребенок выступает как исследователь, субъект деятельности.
Особенности использования детского экспериментирования как метода умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными.
Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы. Одним из которых и является детское экспериментирование.
Развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Развитие ребенка в процессе экспериментальной деятельности возможно только при условии, если педагог будет не только руководителем исследовательского поиска, но и его равноправным участником, включится в совместную деятельность с ребенком. Педагог непосредственно участвует в экспериментировании таким образом, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
А. И. Савенков выделяет в современной зарубежной педагогике 3 уровня обучения педагогом детей исследовательским навыкам:
1. На первом уровне педагог сам ставит проблему, намечает стратегию и тактику ее решения, при этом само решение ребенок должен найти самостоятельно.
2. На втором уровне педагог ставит проблему, а метод решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне возможен коллективный поиск решения проблемы.
3. На третьем уровне дети сами ставят проблему, осуществляют поиск методов ее исследования и разработки решения.
Эти уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка. Такие же уровни исследовательского обучения выделяет М. В. Кларина.
В детском саду приобретение детьми системы знаний, умений, навыков базируется на интересе и любознательности ребенка, проводится в увлекательной для него форме, не допускается запоминание, заучивание и повторение правил в формальном виде. Эксперимент в детском саду знакомит ребенка не только с конкретными исследовательскими методами, но и с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Эксперимент, организуемый педагогом, должен быть, в первую очередь, безопасным для ребенка, в то же время он должен знакомить ребенка с различными объектами окружающего мира, их свойствами, взаимосвязями, а также с необходимостью их учета в собственной жизни.
Все незнакомые детям действия осваиваются в такой последовательности:
– действие показывает воспитатель;
– затем повторяет кто-то из детей, при этом возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке;
– воспитатель может осознанно совершить ошибку, которую вероятно совершат дети, и они обязательно обратят внимание на эту ошибку;
– ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие;
– и только потом, для возможности контроля работы каждого ребенка, действие осуществляется вместе и медленно.
Изначально дети экспериментируют в специально организованных педагогом условиях, определенных видах деятельности. Затем необходимые материалы и оборудование педагог переносит в пространственно-предметную среду группы детского сада для того, чтобы дети самостоятельно могли проводить опыты и эксперименты. Для того чтобы эксперимент был безопасным для здоровья дошкольников, он в ДОУ должен отвечать следующим условиям: конструкция приборов и правила обращения с ними должны быть максимально простыми, действия приборов должны быть безотказными, а получаемые результаты однозначными, должны быть показаны только существенные стороны изучаемых объектов и явлений, необходимо, чтобы ребенок сам смог бы поучаствовать в повторном показе эксперимента [8, с. 7].
Л. А. Парамонова при отборе содержания экспериментирования в группе детского сада высказывала следующее мнение: педагогу необходимо постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся многофункциональностью; педагогу необходимо давать детям видимые свойства объектов в разнообразных видах деятельности, тем самым побуждая к их дальнейшему изучению.
Организация работы по экспериментированию в детском саду происходит по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных климатических зонах, многообразие живых существ, приспособление живых организмов к окружающей среде и т. д.).
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, свет и т. д.).
3. Человек (функционирование организма, рукотворный мир и др.).
При выборе темы поисково-экспериментальной деятельности нужно соблюдать следующие правила:
1. Тема должна быть интересна ребенку.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
3. Педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность
действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
4. Тема должна быть оригинальной.
5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
В дошкольном учреждении детское экспериментирование организуется в трех формах: занятие, совместная деятельность взрослого и воспитанника, самостоятельная деятельность детей.
При проведении экспериментальной деятельности с детьми используют следующие методы :
1. Метод наблюдения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности используются наблюдения разных видов: распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; наблюдения за изменением и преобразованием объектов;
2. Игровой метод - использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом;
3. Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
4. Словесные методы : рассказы воспитателя, основная задача которых - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях; рассказы детей, которые направлены на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей; беседы, применяемые для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде. Желательно проверить все предположения детей, позволить им на практике убедиться в их верности или неверности своих предположений. В ходе экспериментирования следует научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место.
Экспериментирование не должно являться обязательной деятельностью. Им дети не должны заниматься по принуждению. Опыты не имеют строгого регламента, нельзя запрещать детям общаться во время исследования, выражать свои эмоции и обмениваться полученной информацией. Также в процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как предложения детей непредсказуемы. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого объекта и явления, и наличием свободного времени, особенностями детей, их отношением к данному виду деятельности.
При правильной организации экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов должна перейти в руки детей.
Важным условием организации экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. В уголке детского экспериментирования или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).
Дети очень любят экспериментировать это связано с возрастными особенностями, так как наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод помогает в познание окружающего мира. Можно сделать вывод, что детское экспериментирование не только влияет на умственное, психическое развитие ребенка, но и оказывает огромное влияние на развитие многих других детских деятельностей (конструирование, труд в природе, изобразительная деятельность, игры, развитие речи).