Исмаилова Наталья
Детское экспериментирование — есть увлекательный процесс в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Генетические корни языка следует искать не в самом языке, а в предметных действиях ребенка со взрослым. Именно теснейшая связь с предметно – игровой деятельностью, которая на первоначальном этапе развития ребенка является доминирующей, обеспечивает его речевое развитие. А. Р. Лурия.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, и дети с ограниченными возможностями здоровья не исключение. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на интересующие вопросы «как?», «зачем», «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность. Дети с нарушением интеллекта под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества учатся познавать окружающую действительность и делать выводы. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним Одной из центральных задач специального дошкольного учреждения становится формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта в современном обществе. Экспериментирование является наиболее доступным путем ознакомления детей с ограниченными возможностями здоровья с миром окружающей их живой и неживой природы. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В презентации представлены материалы по ознакомлению детей с нарушением интеллекта подготовительной группы с окружающим миром через детские опыты и эксперименты с водой.
Публикация «Детское экспериментирование — есть увлекательный процесс в детском саду» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
ЦЕЛИ: Познакомить детей с составом воды; развивать внимание, наблюдательность, любознательность, мышление.
Задачи:
-Расширить представления детей о воде через экспериментальную деятельность;
-Формировать проектно-исследовательские умения и навыки, предпосылки поисковой деятельности;
-Развивать умения находить возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- Обогащать словарный запас детей, активизировать мыслительные процессы анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
-Формировать у детей самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата совместно с педагогом;
-Развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать трудовые навыки.
ОБОРУДОВАНИЕ: бутылка, закрытая пробкой. разнообразные ёмкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, стаканчики, песочные формочки и т. д.); шприц (без иголки, воронка, сито; лупа;
Практическая работа с детьми:
Опыт 1. Какой формы вода? На столе находятся: тарелочка и кружечка с водой. Педагог спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем и нальём водички из кружечки в тарелочку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: Вода – это жидкость, которая не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Если мы нальем воду в банку, то примет форму банки, нальём в тарелочку – примет форму тарелочки.
Опыт 2. Рассматривание воды с использованием увеличительного стекла. Вывод: вода бесцветная, прозрачная.
Опыт 3. Капаем по – одной капельке из шприца на салфетку. Салфетка была сухая – стала мокрая. Вывод: вода имеет свойство – быстрого проникновения в ткани и бумажные салфетки.
Опыт 4. В прозрачную кружку с чистой водой кладём игрушки. - Видно игрушку (ответы детей).- Её хорошо видно или плохо? если игрушку видно хорошо значит вода прозрачная. Вывод: вода прозрачная, бесцветная.
Опыт 5. Проблемная ситуация: «Что надо сделать, чтобы вода стала другого цвета?». (ответы детей).Предлагаю добавить в воду краску. Дети окрашивают воду. Вывод: Если в воду добавить любую краску- она станет такого цвета, как краска - цветной.
Опыт 6. У каждого ребенка в кружке есть водичка. понюхаем, попробуем. Вывод: вода - не имеет ни вкуса ни запаха.
Опыт 7. Бутылку с водой на несколько минут дети под руководством педагога ставят на снег. - Что происходит? (вода замерзла). Вывод: жидкая вода замерзает на морозе и превращается в лёд.
Опыт 8. Бутылку с водой изо всех сил трясут. - Что происходит? (Образовалось большое количество пузырьков.)Вывод. В состав воды входит кислород. Он «появляется» в виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен всем, кто живет в воде (рыба).
Опыт 9. Способность воды отражать предметы. - Приглашаю всех подойти к столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой) - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.) - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.) - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое) Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
«Что такое вода? Минерал не имеющий цвета, Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись – Это главное таинство, главное чудо Планеты, Это главный исток, из которого вылилась Жизнь».
Вывод:Учёные подчеркивают, что ребенок познает окружающий мир через призму собственных чувств, прожитых в действии. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее, полноценнее он развивается и с этим нельзя не согласиться.