Анна Кельдиватова
Ваш ребенок в детском саду. Как облегчить процесс адаптации?
▼ Скачать + Заказать документы
Еще вчера Ваш ребенок делал первые шаги, а сегодня уже его пора вести в садик. Время летит незаметно, поэтому готовить своего малыша к поступлению в детский сад нужно заранее. Очень важно ребенку помочь адаптироваться. И задача это не только воспитателя. В первую очередь – это забота мамы и папы!
Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика. Желательно чтобы к моменту поступления в детский сад ребенок умел общаться (познакомиться с детьми, попросить игрушку, пригласить другого реенка в игру); познакомить с режимом дня выбранного садика и постепенно приучать к нему своего малыша; приучать ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания (дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться); играть в игры на подражание - «попрыгаем, как зайчики», «походим, как мишки» (умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем); вовлекать ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, больница, детский сад, они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром; читать и рассказывать ребенку стихи, сказки и приучать его внимательно слушать. Пусть даже сначала его будет хватать лишь на пару минут. Старайться постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание; спокойно помогать малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть сандалии, колготки, футболку.
Публикация «Ваш ребенок в детском саду, Как облегчить процесс адаптации?» размещена в разделах
Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. В группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. Это нормально - ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика - часто родители жалуются, что их ребенок стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже «регрессировать» - они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.
В это период родителям нужно:
постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка - свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий;
как можно больше времени проводить с ребенком в спокойных играх, за чтением книг;
стараться чаще обнимать и целовать ребенка - телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться;
ни в коем случае не ругать ребенка за то, что он снова «впал в детство», стал хуже себя вести - отнеситесь к этому с пониманием!
самое главное - ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если для вас садик - это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо - эти же чувства будут передаваться и ему.
заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит, какие предпочитает игры (занятия, о методах воспитания, принятых в вашей семье - обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.
обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда. Для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.
но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о «прощальном ритуале», например, что обязательно помашете ему в окошко.
если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).
если у ребенка трудности с укладыванием на сон, можно брать с собой любимую игрушку для засыпания.
придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла
дома играйте в «детский сад», пусть игрушки возьмут на себя роли «деток» и «воспитателей», это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.
постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение - болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик.
не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не говорите при нем плохо о воспитателях.
говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!
P.S. И самое главное, запаситесь терпением и лаской по отношению к своему малышу
в этот непростой для него период! Удачи Вам!