Галина Голикова
Консультация «Детское экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Публикация «Консультация „Детское экспериментирование“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Развитие способностей детей экспериментировать представляет собой определённую систему, в которую включены демонстрацонные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности. Каждое фундаментальное естественно — научное понятие (температура, время, жидкость, газ, твёрдое тело, тяготение, свет, звук и т. д., экспериментально обосновывается и проясняется для ребёнка в процессе наблюдений, мыслительного и раельного наблюдения. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно как результат постановки опыта.
В обычной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что — то новое, они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металические предметы и т. д. ; но опасность таких исследований заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент, организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы, и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности.
Эксперимент в дошкольном образовательном учреждении должен отвечать следующим условиям:
1. максимальная простота констукции простоты приборов и правил обращения с ними,
2. безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,
3. показ только существенных сторон явления или процесса,
4. отчётливая видимость изучаемого явления,
5. возможность участия ребёнка в повторном показе эксперимента.
В процессе экспериментирования ребё нку необходимо ответить не только на вопрос: «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почемуему я это делаю?», «Почему так, а не иначе?», «Что хочу узнать?», «Что получить в результате?»
. В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, устанавливать взаимосвязи и закономерности. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность. Организуя работу по экспериментальной деятельности, мы предусматриваем включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, детям предоставляется возможность приобретать знания самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Мы стремимся видеть воспитанников общительными, любознательными, творческими, самостоятельными личностями, которые умеют ориентироваться в окружающей обстановке и успешно решать появляющиеся проблемы, что в большой степени зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют главную характерную особенность познавательной деятельности ребят: малыш познаёт объект в процессе практической работы с ним, выполняемые ребёнком практические действия несут познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, формируя условия, в которых раскрывается содержание конкретного объекта.
Развивающемуся обществу нужны образованные,нравственно предприимчивые люди,которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности.