Татьяна Газизова
«Детское коллекционирование — основа для развития детских проектов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детское коллекционирование – основа для развития детских проектов»
Газизова Татьяна Борисовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №2», г. Губаха
(2 слайд) В настоящее время для педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений актуальным является вопрос организации деятельности по созданию условий для позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
(3 слайд) Индивидуальный подход позволяет ставить и решать различные конкретные задачи:
Публикация «„Детское коллекционирование — основа для развития детских проектов“» размещена в разделах
• постоянно изучать особенности личности ребенка, выявлять факторы, оказывающие на него наиболее существенное влияние;
• искать средства индивидуального подхода и систему индивидуальных педагогических воздействий.
(4 слайд) Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов.
(5 слайд) Коллекционирование сегодня широко применятся педагогами в работе с детьми при развитии индивидуализации и познавательных способностей. Это - доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ". В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной.
(6 слайд) Детское коллекционирование действительно стало формой развития познавательного интереса у воспитанников нашего детского сада, для чего были созданы определенные условия:
- заинтересованность воспитателя в собирании собственной коллекции;
- поддержка семьей интересов ребенка в коллекционировании;
- создание условий в группе для хранения личных вещей;
- встреча с интересными людьми, коллекционерами;
- посещение тематических выставок в музее, в выставочном зале;
- дополнение существующих коллекций;
- организация самостоятельной поисковой деятельности детей;
- активное приобретение способов познания (я узнал о новом экспонате);
- организация обмена информацией об экспонатах коллекции (презентация своей коллекции);
- регулярные презентации индивидуальных и групповых коллекций;
- чтение и рассматривание энциклопедий, познавательной литературы, просмотр телепередач;
- посещение библиотеки с целью знакомства с разными источниками информа-ции;
- организация выставок коллекций детей, представление экспонатов своей кол-лекции сверстникам, родителям, гостям.
(7- 9 слайды) В результате в группах детского сада появились групповые тематические коллекции, над созданием которых работает воспитатель. Семейные коллекции организовываются через традицию «Встречи с интересными людьми». Были представлены коллекции : «Открытки с зимней тематикой», «Куклы 18-века», «Марки», «Значки», «Автомобили», «Монеты», «Посуда гжель», «Колокольчики». В этом году в период зимних каникул мы посмотрели семейные реликвии: новогодние игрушки.
(10- 11 слайды) В настоящее время регулярно в дошкольных группах проходят выставки детских коллекций разной тематики- «Солдатики», «Лошадки», «Динозаврики», «Машинки», «Камешки», «Фантики», «Календарики», «Насекомые» и др. Организация выставок коллекций ребенка обеспечивает возможность для самореализации, стимулирует познавательные и созидательные способности, способствует развитию самооценки. Инициаторами выставки становятся воспитатели, родители, и сами дети.
(12 слайд) Кроме групповых, семейных и индивидуальных коллекций, у нас появилась и коллекция детского сада. Пока она только новогодней направленности. ( открытки: Дед Морозы, Снегурочки, снеговики, новогодние композиции, сувениры - Дед Морозы, елочки, салфетки для декупажа, пазлы)
(13 слайд) На основе коллекционирования в ДОУ организуется такое мероприятие как музей одной вещи. Были представлены такие предметы и игрушки как «Часы», «Календари», «Телефоны», «Куклы Барби», «Плюшевые мишки», «Матрешки».
(14 слайд) С помощью коллекционирования решается целый ряд педагогических задач:
- расширять кругозор детей
- способствовать проявлению у них избирательных интересов
- развивать познавательные интересы и потребности
- обогащать эмоционально-эстетическое восприятие и развивать сенсорные спо-собности
- прививать навыки культуры оформления коллекции и сбора материала
- обеспечивать психотерапевтическое воздействие (коллекции доставляют ра-дость, отвлекают от грустных мыслей).
(15 слайд) Каждая детская коллекция может стать основой для детского проекта, так как, во-первых, собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно - исследовательской деятельностью, т. е. у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.
Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, целеустрем-ленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость.
В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддерживать беседу.
(16 слайд) Работа с коллекциями выстраивается поэтапно:
1 этап - накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;
2этап - побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
- чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
- работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции;
3 этап - организация выставок коллекций, выставок творческих работ детей;
- презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом.
(16 слайд) Воспитателям предлагаются следующие формы работы по использованию коллекций в виде проектов, игр:
(17- 18 слайды) - «Расскажут наши фантики» (история возникновения конфет, рассказы, сказки, загадки придуманные детьми по рисункам конфетных фантиков, фестиваль «Красивые модели из фантиков»,
- «Новогодние фантазии» (где появилась открытка? разработка авторских игр совместно с детьми н-р «Чем отличается наш российский Дед Мороз от Санта Клауса»)
- «Животные», «Насекомые», «Лошадки», «Динозавры», «Цветы».
- «Магазин сувениров», «Музей сюрпризов» - сюжетно – ролевые игры.
- Выставки личной коллекции. Презентации.
Работа по коллекционированию в ДОУ продолжается, в перспективе мы планируем разработать каталог коллекций детского сада и групп, сделать видеоматериалы семейных коллекций, которые невозможно демонстрировать в нашем учреждении.
(19 слайд) Памятка для педагогов
Что коллекционировать?
Всегда представляют интерес для детей вещи, которые ничего не стоят- фантики от шоколада и конфет. Собирать их бывает увлекательно, важно выбрать интересную тему. Например, в группах нашего детского сада собирают фантики на разные на темы: сказки, цветы, фрукты, животные, птицы, фантики с новогодней тематикой. Отдельные коллекции составляют пуговицы, календарики, ракушки, камешки, игрушки из киндер сюрпризов и др. В каждой группе есть коллекции новогодних открыток : Дед Морозы, Снегурочки, снеговики, новогодние композиции.
(20 слайд) Как хранить коллекции?
В группах (начиная со средней группы пр. «Радуга») выбирается место для хранения коллекций. Она доступна для детей, чтобы в любой момент ребёнок имел возможность полюбоваться предметами и пообщаться со сверстниками. Открытки, фантики, календарики хранятся в небольших альбомах для фотографий, коробочках. Мелкие предметы лежат в коробках из-под конфет и обуви.
(21 слайд) Как обращаться с коллекциями?
Необходимо выработать ряд правил при обращении с коллекциями :
- формировать у детей бережное отношение к предметам коллекции.
- коллекция должна быть разнообразной -чем она богаче, тем выше ее развивающий потенциал
- вместе с детьми обсудить правила обращения с предметами коллекции.
- дети должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, тогда дети потеряют интерес к ним.
-продумать, как организовать взаимодействие детей с предметами коллекции. Они должны иметь возможность не только рассматривать, но и перебирать вещи, по-своему их располагать.
- все объекты коллекции должны быть безопасными с гигиенической стороны и не травмоопасными в работе с ними.