Любовь Анатольевна Ермолина
Детский туристический поход как средство оздоровления детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский туристический поход, как средство оздоровления детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта работы Ермолиной Л. А. воспитателя МБДОУ детский сад «Колосок» с. Большая Рудка Шарангского района Нижегородской области.
Всё чаще в последнее время нам приходится слышать о высоком росте заболеваемости. Касается эта проблема, как взрослого населения страны, так и детей. Тенденция роста заболеваемости настораживает и заставляет задуматься о мерах оздоровления и профилактики.
Публикация «Детский туристический поход как средство оздоровления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:
• гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
• детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
• тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время.
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
ФГОС ДО разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка и направлен на ребёнка, полностью детоцентрирован.
Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.
Наш детский сад «Колосок» находится в небольшом селе. Он является малокомплектным – двухгрупповым детским садом. Всего его посещают 32 ребё нка: старшая разновозрастная группа – 18 воспитанников и 14 – младшая разновозрастная группа.
Физическое развитие и здоровье ребёнка является приоритетным в работе нашего детского сада. В нашем дошкольном учреждении мы стараемся создать все условия для полноценного развития детей. Мы хотим, чтобы наши дети росли сильными, крепкими и здоровыми.
В процессе физкультурно – оздоровительной работы в нашем детском саду мы постарались включить самые разнообразные формы работы, как с детьми, так и с родителями.
Для достижения высокого уровня физического развития детей, охраны и укрепления их здоровья в ДОУ создаются благоприятные условия. У нас имеются спортивная площадка, оборудованная снарядами для лазания, прыжков в длину, переносными наборами для игры в волейбол, баскетбол, теннис, городки, футбол и т. д. В ДОУ имеется оборудованный спортивный зал с достаточным количеством крупного и мелкого раздаточного спортивного инвентаря для развития основных движений и коррекции осанки. В каждой группе созданы физкультурные уголки. Обеспечивающие реализацию двигательной активности детей в течении дня.
Одной из наиболее интересных и эффективных форм оздоровления детей мы считаем туристические походы в природу. Особенно актуальной данная форма работы является в летнее время.
Туристический поход с детьми дошкольного возраста считается наиболее сложной формой работы. Связано это с рядом организационных и технических причин. Но мы считаем, что туризм является сильнейшим фактором оздоровления детей и должен занять достойное место в образовательном процессе каждого ДОУ.
Туристический поход несёт в себе не только решение проблем физического развития и оздоровления детей, но и решает проблему всестороннего развития каждого ребёнка. В процессе туристической деятельности дети тесно общаются с природным миром родного края. Это позволяет сделать процесс физкультурно – оздоровительной работы более интересным, ярким и насыщенным и решает ряд нравственных задач.
Занимаясь подготовкой туристического похода, мы ставим перед собой следующие задачи:
• Закреплять представления детей о сохранении здоровья через активный отдых на природе.
• Расширять адаптационные и функциональные возможности детей путем развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.
• Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт детей.
• Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребенка.
• Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения.
• Помочь детям раскрыть свои личностные качества на всех этапах туристического похода (подготовительный, основной и обобщающий).
• Развивать выносливость, терпение, чувство взаимопомощи.
• Развивать у детей чувство радости от общения с природой, умение восхищаться, сопереживать, заботиться.
• Формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.
Туристические походы экологической направленности – наиболее близки и интересны детям.
Работу по подготовке и проведению похода мы выполняем поэтапно:
• Подготовительный (в условиях детского сада);
• Основной (проведение мероприятия самого похода);
• Обобщающий (обобщение приобретённого опыта).
Этап подготовки к походу мы начинаем за 2 - 3 недели до его проведения. Мы с детьми вспоминаем правила поведения в природе, правила поведения общения с обьектами живой и неживой природы. Проходят экскурсии в библиотеку и краеведческий музей, где дети узнают много интересного о своём крае, учатся любить и уважать его традиции. Занятия по физическому развитию преобретают в это время интересный, увлекательный характер. Дети учатся ходьбе и бегу с преодолениями препятствий, учатся ориентироваться по карте и т. д.
Уже сам подготовительный этап к туристическому походу несёт детям много положительных эмоций. Ожидание чудесного путешествия, подготовка к интересным встречам сближает и объединяет детей и педагогов, помогает детям проявить свою инициативу, поделиться своими знаниями и предположениями.
Подготовка к туристическому походу нужна не только детям, но и взрослым. Нужно помнить, какую ответственность несут организаторы мероприятия за жизнь и здоровье маленьких подопечных.
Подготовку к туристическому походу мы начинаем со встречи с родительской общественностью. В нашем ДОУ мы проводим родительское собрание в форме круглого стола. Педагоги знакомят родителей с целями предстоящего мероприятия, рассказывают о том, какую роль играют такие походы для всестороннего развития и оздоровления детей. Родители имеют возможность высказать своё мнение, предложения по организации и проведению мероприятия. Только с согласия родителей мы приступаем к следующему шагу подготовки к походу.
Организаторы туристического похода (педагоги и представители родительской общественности) за 1 – 2 недели до мероприятия выбирают маршрут, обеспечивают безопасность детей на всём его протяжении. Маршрут туристического похода по расстоянию должен соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям воспитанников. Мы выбираем маршрут наиболее подходящий самым младшим и слабым детям, т. к. большие физические нагрузки могут отрицательно сказаться на состоянии таких детей и вместо ожидания положительных эмоций длительный поход может оказаться утомительным и нанести вред здоровью детей. Для более крепких и физически здоровых детей следует предусмотреть ещё на подготовительном этапе задания, помогающие реализовать их индивидуальную потребность в движении.
Далее педагоги ДОУ приступают к разработке сценария похода. Очень важно продумать такое мероприятие тщательно, предусмотреть все возможные затруднения детей, сделать всё необходимое для предупреждения опасных ситуаций.
После всех приготовлений мы приступаем к основному этапу – походу. Дети ждут этого момента с нетерпением. Мы считаем, что целесообразно начать мероприятие ещё на участке детского сада с шуточной переклички или считалочки - это сблизит, организует и объединит детей.
Весь туристический поход мы делим на зоны познавательного, игрового и соревновательного характера. Эти зоны желательно чередовать между собой. Так наши дети, пройдя часть пути, попадают в удивительный и интересный мир природы. Здесь их ждут интересные встречи с различными сказочными персонажами, которые знакомят детей с миром природы. Излюбленным персонажем наших детей является Старичок Лесовичок. Он встречает детей, вежливо приглашает в гости. Детям предлагается поучаствовать в играх с хозяином леса. В игровой форме Старичок Лесовичок выясняет, знают ли дети правила поведения в природе, напоминает о правилах безопасного общения с объектами живой и неживой природы.
На последующих этапах маршрута детей встречают и другие любимые персонажи: Баба Яга, Карлсон, Доктор Айболит и т. д. Дети с удовольствием играют, участвуют в состязаниях, оказывают помощь персонажам и объектам природы.
Все спортивные состязания носят игровой характер, позволяя детям реализовать свои двигательные потребности. Дети проходят полосу препятствий, преодолевают «болото» по «кочкам»; сбивают конверты с очередным заданием с ёлки с помощью шишек; разыскивают подсказки, ориентируясь по карте и т. д.
Игровой и познавательный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей, нести только положительные эмоции. Задача педагогов – дать детям возможность насладиться общением с миром природы, почувствовать радость от двигательной активности. Важно помнить о том, что игровая часть туристического похода не должна быть слишком длительной и интенсивной, не следует перегружать детский организм.
Мы считаем, что очень важно после возвращения из похода в течении 1 – 2 недель, дать детям возможность выразить своё отношение к прошедшему мероприятию через художественную деятельность. В нашем ДОУ мы организовываем выставки детского творчества. Дети имеют возможность отразить свои впечатления в рисунке, аппликации, речевом творчестве. Педагоги организуют фотовыставки, издают стенгазеты, освещающие прошедшее мероприятие. Так же создаётся методическая копилка приобретённого и обобщённого опыта.
Мы уверены, что туристические походы оказывают положительное влияние на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие.
Внедряя в свою работу по направлению «Физическое развитие» туристические походы, мы пришли к выводу, что это не просто креативная физическая культура, а первая школа мужества, выносливости, чуткости и взаимопомощи для наших детей. Все эти аспекты согласно требованиям ФГОС ДО направлены на развитие личности маленького человека.
Хочется отметить, что детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма летнего отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья, восстановить силы, обогатить двигательный опыт, пополнить объём знаний в области физической культуры, туризма, краеведения и экологического сознания дошкольников.
Анкетирование показало заинтересованность родителей в работе по этому направлению. По их мнению - туристический поход является интересной и важной формой оздоровления наших воспитанников. Поэтому родители оказывают посильную помощь педагогам и всё чаще становятся активными участниками таких мероприятий.
Таким образом, туристический поход стал частью фискультурно – оздоровительной работы в ДОУ.
Итогом реализации систематической работы по оздоровлению дошкольников в ДОУ стала положительная динамика общего состояния здоровья детей.
В ДОУ регулярно проводятся анализ заболеваемости, мониторинговые исследования физического развития детей.
Анализ проведённых исследований показал, что за последние три года уровень заболеваемости снизился на 36%, уровень физического развития детей повысился на 39 %.
Таким образом, анализ итоговых данных мониторинга здоровья детей показывает положительную динамику, что подтверждает эффективность проведения целого комплекса физкультурно – оздоровительной работы с детьми. Мы считаем, что повлияла на эти показатели и такая форма работы с детьми, как детские туристические походы в природу.