Данилова Татьяна Александровна
Консультация «Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребенка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети очень любят рисовать. Они изображают на листе бумаги всё, что чувствуют и замечают вокруг. Рисунок для ребёнка — это возможность сказать то, что он не может выразить словами. Правильное «прочтение» взрослыми рисунка ребёнка поможет заглянуть во внутренний мир маленького человечка, понять, чем он живет, как воспринимает себя и своё окружение, каковы его переживания и чувства. Давайте рассмотрим основные характеристики детского рисунка.
Публикация «Консультация „Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребенка!“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
Следует обращать внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы. Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора. Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении. Если девочка 4-9 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней. Если мальчик в возрасте 4-8 лет рисует динозавров, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь - таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина.
Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом. Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться». Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.
Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора. Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.
Использование многих и ярких цветов во время рисования говорит о том, что у ребёнка весёлое настроение. Плавные линии говорят о спокойствии. Множество острых углов на детском рисунке свидетельствуют о напряжении, агрессии. Сильные нажимы карандашом, частые штриховки, постоянное использование ластика — признаки повышенной тревожности. Уверенные в себе дети рисуют свободно и размашисто. Если рисунок расположен в центре листа — ребёнок чувствует себя свободно, уверенно. У любознательных детей обычно всё, что им хочется нарисовать, не помещается на одном листе бумаги. У замкнутых детей рисунки маленького размера, но прорисованные до тончайших подробностей.
Примерно к четырём годам у детей появляется замысел рисунка. Стоит обратить внимание на то, какими цветами ребёнок предпочитает рисовать. Использование только простого карандаша может рассказать о том, что жизнь ребёнка однообразна и в ней нет ярких событий. А вот розовый, оранжевый, зеленый и другие насыщенные цвета говорят о душевном благополучии ребёнка.
Важно помнить, что нет универсального ключа для прочтения детского рисунка. И прежде чем интерпретировать его, нужно обсудить рисунок с самим ребёнком. Пусть он расскажет, почему выбрал тот или иной цвет, так или иначе расположил композицию и различные детали. Например, вас может насторожить отсутствие рук у нарисованного человечка. А в замысел ребёнка, возможно, входило то, что его человечек просто сложил руки за спиной или спрятал там сюрприз, приготовленный для кого-либо.
Помните, рисовать ребенку необходимо, будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, - рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать представления о мире.