Елена Шкредова
Детский дизайн как одно из средств развития у детей творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем учреждении реализуется программа «Истоки» - это программа нового типа. Она позволяет мне сделать акцент на разностороннее, полноценное развитие детей, формирование у них универсальных, в том числе творческих способностей, через приобщение их к детскому дизайну.
«Детский дизайн - как одно из средств развития у детей творческих способностей» стало целью моего творчества с детьми, дополнительного развития моих воспитанников.
Публикация «Детский дизайн как одно из средств развития у детей творческих способностей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Зная, что творческая деятельность характеризуется определенными чертами:
видение новой проблемы в традиционной ситуации;
перенос знаний и умений, приобретенных ранее, в новую ситуацию;
видение структуры объекта;
видение новой функции в традиционной;
комбинирование ранее известных способов с новыми.
Изучив различные методики и технологии, выбрала те, которые усиливают раздел, эстетическое воспитание, в программе «Истоки» :
Т. Л. «Природа и художник» - нацелена на формирование у детей целостных представлений о природе, с системой художественно - творческих заданий.
Методики, направленные на развитие и обучение детскому творчеству.
Н. В. «Приглашение к творчеству» - обучение технике коллажа.
А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
О. А. Соломенникова «Радость творчества» - основывается на интеграции различных видов искусства и художественно - творческой деятельности
Т. С. Комарова; Л. И. Савенков - обучение детей коллективному творчеству
Г. И. Перевертень «Волшебная флористика».
Опираясь на накопленный практический опыт работы в данном направлении, разработала в 2003-2004 г. проект «Художник, природа и я» для воспитанников средней группы - реализуемый как дополнительное образование детей.
Целью данного проекта стало: «Развитие у детей способности к зрительному анализу окружающего мира».
Задачи:
развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
^привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
учить детей с помощью коллажа иметь более полное и образное представление о таких понятиях, как пространство, ритм, линия, форма.
В основной этап проекта включила:
Мини - лекции, включающие в себя иллюстрированный материал (слайды, репродукции, видеофильмы). Занятия в музейно-выставочном центре -знакомство с экспозициями, выставками. Проведение на базе «Дома школьников» совместных выставок. В «Школе искусств» организован цикл занятий по составлению коллажей с применением различных видов материала (индивидуальные, парные, коллективные) :
«Льдинки - вспышки» индивидуальная работа. Составление теплой и холодной цветовой гаммы, материал на выбор: вырезки из журналов, кусочки ткани, ленты;
«Времена года» индивидуальная работа. Связь цвета со временами года, материал пуговицы, бусинки, фольга, кружева, кусочки ткани;
«Разноцветная осень» работа в парах - через восприятие пейзажа понимать состояние природы, развивать композиционные умения. Материал - разноцветная соль, опилки, ткань, сухие листья;
«Небосвод» коллективная работа - обучение технике коллажа, сочетание различных материалов (цветные кусочки ткани холодных тонов, кружева, бусинки, фольга, пуговицы, синтепон и другие).
«Фруктовая сказка» коллективная работа - составление цветовой композиции, материал кусочки бумаги, ткани, фольги, сухие листья.
Реализуя данный проект добилась следующих результатов:
2003 год 2004 год
Критерии н/г к/г н/г к/г
1. Умеют работать с различными видами 1 материалов 8% 53% 62% 89%
(2. Видят и умеют отражать образы и явления | природы в различных видах изобразительной 1 деятельности 12% 45% 72% 87%
, 3. Умеют работать в коллективе и создавать I коллективные композиции 25% 67% 75% 94%
14.0своили технику коллажа 3% 35% 68% 95%
5. Развита мелкая моторика рук 15% 40% 55% 68%
Анализ таблицы показал:
Дети освоили технику составления коллажа, научились учитывать назначение отдельных видов материалов. В тоже время можно сделать вывод о том, что недостаточно знаний у воспитанников по применению бросового материала, слабо развита мелкая моторика руки.
С целью устранения недостатков развития мелкой моторики и обучения использованию различного бросового материала для изготовления украшений в 2004-2005 г. разработала программу по детскому дизайну «Украшения» старшая группа.
Для реализации поставленной цели выделила следующие задачи:
приобщить детей к основам рукоделия;
создать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения;
развивать творческую индивидуальность;
развивать мелкую моторику рук.
Сюда вошли:
-модель взаимодействия с детьми;
- тематическое планирование;
- цикл занятий:
«Что такое красота?»
«Собираем бусики» (приложение фотографии)
«Чудные кусочки фломастеров»
«Превращение трубочек»
«Чудо - браслеты»
- схемы с:
зарисовкой;
выкладыванием;
чтением схем;
придумывание своих схем.
Что способствовало выработке у воспитанников чувства ритма цвета, ритма формы. В результате освоения программы дети освоили новые технические навыки:
плетение, используя кусочки фломастеров, трубочек, проволоки, тесьмы и многое другое;
обматывание кусочков бутылок полосками лент, ткани, целлофановых пакетов, тесьмы;
нанизывание кусочков карандашей, пенопласты, фломастеров, семян;
закрепление различных материалов между собой.
Контрольно - оценочная деятельность по реализации программы
Критерии 2004-2005 года 2005 год 2006год
, Эмоционально, откликается на. красоту 1 украшений Умеет восхищаться красотой украшений 35% 58% 79% 98%
Испытывает радость
Замечает в неприметном -значительное
Желание примерить
Желание любоваться украшениями
Владеет
комплексом
технических
навыков и
умений для
изготовления
украшений Выбирает инструмент, учитывающий свойства материала 8% 63% 84% 99%
Свободно действует ножницами, другими инструментами
Проявляет индивидуальное творчество в декоративной дизайн -деятельности Работает по предложенной схеме 15% 52% 68% 85%
Работает без схемы
Умеет дать оценку своей и чужой работы
Придумывает дополнения в изготовлении украшения
Использует другой материал
Способен
участвовать в
коллективных
художественных
декоративных
работах Умеет выслушивать 78% 82% 85% 89%
Умеет соглашаться
Умеет договариваться
Умеет предложить
Развита мелкая моторика руки 15% 45% 65% 78%
Итоговое занятие, завершающее программу «Украшения» - «Веселая ярмарка» с выставкой детских работ, позволило продемонстрировать выработанные умения детей в мастерстве. На занятии мои маленькие дизайнеры обучали детей другой группы и коллег изготовлению украшений. Все украшения подарили малышам в уголок «Ряженья». У воспитанников повысился уровень знаний, умений и навыков, связанных с работой бросового материала, улучшились показатели по развитию мелкой моторики руки, они научились проявлять свои индивидуальные способности. В 2006-2007 году решила направить свою работу на более сложную дизайн - деятельность «Флористика» для воспитанников подготовительной группы в рамках дополнительного образования.
Сказочная и прекрасна природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным средством развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать забавными сувенирами, картинами, панно, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют.
«Вторая жизнь листка и лепестка» - флористика.
Цель:
научить детей работать с природным материалом при создании как аппликационных, так и объемных работ.
дать детям знания о дизайне, кто такие художники флористы. Поставила задачи:
учить создавать индивидуальные и коллективные композиции из природного материала;
развивать индивидуальные способности и творчество;
продолжать развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений;
организовать практическую работу постепенно продвигая детей из области знакомых знаний и умений к овладеванию новыми, развивая их аналитические, конструктивные и творческие способности;
создавать атмосферу радости, успеха.
Формы организации обучения детскому рукотворчеству :
1. Подражательный способствующий усвоению алгоритма деятельности;
2. Творческий - дающий возможность применить знания и умения, полученные на первом этапе в других условиях;
3. Конструирование по образцам:
- ребенок сравнивает результат своего труда,
- анализирует изделие,
- развивает творческий подход к делу.
4. конструирует по собственному замыслу;
5. конструирует по заданной теме.
Подобрала и выделила методы и приемы обучения, направленные на развитие познавательной деятельности:
Информационно - рецептивный направляла детей на восприятие осознания и запоминания новой информации;
Репродуктивный - закрепление, коррекция, упрочение и углубление знаний, усвоение способа деятельности;
Частично - поисковый - направляла на поиск решения, способствовала обучению творческой деятельности;
Исследовательский - развивала обследование деятельности с природным материалом.
Исследование природного материала на занятиях происходило в три этапа:
- первичное восприятие, дети проявляли интерес к предстоящей работе;
- аналитическое восприятие, всматривались в объект;
- целостное восприятие образа.
Процесс обучения преподнесения нового материала осуществлялся мною в сказочно-игровой форме, например «природа» выступала в роли художницы, мастерицы, к нам в гости приходили и сказочные феи Флора и Фауна.
Игровые ситуации, игры с перевоплощением детей в художника-флориста, дизайнера, лесовичка. В ходе игр детей ожидали сюрпризы. Иногда в сухих листиках и цветах прятался «шуршунчик», который, иногда неосторожными детскими ручками ломал листочки, все это придавало занятиям динамичность, загадочность.
Занятия проводила в форме блочного планирования: блок: «Цветоведение», «стилизация», «симметрия», птицы, человек, животные, рыбы, насекомые, пейзажи, составление «экибано».
Работая по тематическому планированию провела такие занятия как:
«Птица осени» - коллективная работа (разноцветные листья, цветы, ягоды, семена) - цвет, форма;
«Веселые человечки» - индивидуальная работа (листья разной формы и разного размера);
«Портрет лета и осени» - в парах (цветы, листья, семена); ^ «Чудеса из крылаток» - индивидуально;
И другие.