Юлия Федорченко
Детские экологические проекты — уникальная форма экологического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Детские экологические проекты уникальная форма экологического воспитания старших дошкольников"
Федорченко Юлия Анатольевна,
воспитатель МБДОУ «д/с № 60»
г. Белгород, Белгородская область
Публикация «Детские экологические проекты — уникальная форма экологического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах
Аннотация: в статье автор раскрывает важность реализации экологических проектов как формы экологического воспитания старших дошкольников в условиях ДОУ. Рассматриваются особенности привлечения дошкольников к экологической проектной деятельности в рамках ФГОС.
Ключевые слова: дошкольное воспитание, экологическая культура дошкольников, проектная деятельность в ДОУ, детский экологический проект.
«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
В современном дошкольном образовании часто применяется интегрированный подход, при котором дошкольник получает целостное и, одновременно, комплексное развитие, начиная с детского сада. Экологический детский проект в дошкольном учреждении является одной из новейших педагогических практик, которые всесторонне развивают ребенка.
Во-первых, экологическое воспитание в ДОУ немыслимо без привлечения элементов игры. Это обстоятельство обусловлено характерными психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.
Во-вторых, каждый детский экологический проект в ДОУ ребенок выполняет при сопровождении воспитателя и активной помощи родителей. Это будет способствовать качественному формированию его социальной адаптации.
В-третьих, участвуя в экологических проектах, отмечает Т. А. Анцыперова, «дошкольники получают неоценимую возможность в полной мере на практике понять особенности устройства и функционирования природы и окружающего мира» [1, с. 152].
Надо отметить, что проектная деятельность – это «дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств» [3, с. 35]. Теоретические знания, которые приобретаются детьми в ходе реализации экологического проекта, становятся впоследствии достоянием их личного практического опыта.
Уточним понятие «экологический проект». Это, в первую очередь, решение сформулированных ранее задач в процессе практического исследования. Объем задач может варьироваться, но он может определяться сроками реализации проекта (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, возрастными особенностями и, естественно, психологическими возможностями детей, а также содержанием образовательных программ.
Традиционно в работе с детьми старшего дошкольного возраста выделяют следующие этапы проектной деятельности :
1) подготовительный подразумевает постановку конкретной цели и задач, подбор методов исследования, проведение подготовительной работы с педагогами и дошкольниками, подбор оборудования и материалов. Рекомендуется не ставить перед детьми отдаленные по времени задачи или предлагать неопределенные перспективы;
2) непосредственно практико-исследовательский включает поиск ответов и решений на поставленные вопросы;
3) заключительный этап обобщает результаты проделанной работы, их анализ, формулировка выводов и, по необходимости, разработку практических рекомендаций для педагогов.
Таким образом, освоение старшими дошкольниками теоретических основ экологической культуры во многом напрямую зависит от педагога ДОУ. Его экологическая и методическая грамотность, понимание важности экологического воспитания позволяют привить ребенку любовь к окружающему его миру, природе. Способствует вовлечению дошкольников в проектную деятельность под руководством педагога и самостоятельно.
Список литературы:
1. Анцыперова Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Т. А. Анцыперова // Детский сад от А до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
2. Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Л. Бобылева, О. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
3. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учебное. пособие для студентов вузов, обучающих по направлению 540600 (050700) - Педагогика / Т. А. Серебрякова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2018. - 208 с.