Елена Рожкова
Дети-сироты как всесторонне развитые члены общества
▼ Скачать + Заказать документы
Дети-сироты как всесторонне развитые члены общества
Детство - это период, когда формируются основные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются самостоятельно, а формируются в условиях ярко выраженной родительской любви, когда семья развивает у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
Публикация «Дети-сироты как всесторонне развитые члены общества» размещена в разделах
Но, к большому сожалению, в нашей жизни имеет место быть социальное явление, которое мы называем «сиротство», существующее столько же, сколько человеческое общество.
В ходе истории, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Сегодня проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. Обнаружилось новое явление — так называемое «социальное сиротство».
На пике технического прогресса и развития компьютерных технологий наблюдается ухудшение условий жизни семьи, падение её нравственных устоев и изменение отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, как следствие, рост беспризорности огромного количества детей. Основные причины современного сиротства состоят в следующем: во-первых - это добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения — в легальной или нелегальной форме: дети-подкидыши, дети, «забытые» в клиниках или проданные другим лицам; во-вторых, лишение родительских прав; и в-третьих, утрата родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий.
Оказание помощи детям, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной и образовательной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.
Оптимальным решением данной проблемы является, безусловно, помещение ребенка в новую семью и помощь ему в адаптации к семейной жизни, но процент семей, готовых, взять на воспитание сироту, невелик, поэтому основную работу по обучению и воспитанию сирот берут на себя детские дома и интернаты.
Дети-сироты, дошкольного возраста, как правило, попадают в детский дом из семей, где родители лишены родительских прав, либо из домов малютки, но нередки случаи, когда дети «приходят» просто с улицы. Интеллектуальный уровень развития таких дошколят очень низок, так как их человеческим обучением, воспитанием и развитием никто не занимался.
Дошкольный возраст - это время когда ребенок стремится к самостоятельности; ребенок впервые начинает устанавливать отношения с миром взрослых людей, проходит первичную социализацию. Главный участник этих отношений – взрослый человек, в данном случае – педагог. Общение детей-сирот с взрослым человеком отмечается своеобразием, они проявляют большой интерес к нему; часто обращаются к воспитателю, стремятся любым путем завладеть его вниманием. Все это говорит о том, что дети явно испытывают потребность во внимании взрослого, так как доминирующим мотивом общения детей-сирот является потребность во внимании и доброжелательности, задача педагога развивать интерес к познанию окружающего мира. Так как вопросы «Кто тебе больше нравится?», «Что ты больше всего любишь?», смущает детей, они отводят глаза, опускают голову, отходят от педагога, необходимо, как можно чаще разговаривать с детками, вовлекать их в беседу. Для детей этого типа гораздо важнее любых разговоров с воспитателем непосредственный физический контакт с ним, исходя из этого, педагогам важно строить свою работу с учетом всех особенностей, ведь для ребенка детский дом является семьей, домом, а воспитатель «мамой».
Уровень развития общения ребенка со взрослым во многом определяет характер его контактов со сверстниками, только взрослый может научить детей умению видеть субъективные качества другого ребенка, способствовать развитию детских контактов и успешной социализации в коллективе и обществе в целом.
Для осуществления воспитательного взаимодействия эффективны методы: убеждение, внушение, лекции, дискуссии, метод примера, а индивидуальные планы развития, карты развития ребенка, дневники наблюдений, позволят педагогам определить и скорректировать ход развития каждого воспитанника.
Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. В игре формируется характер ребенка; происходят изменения в его познавательной деятельности. Игровое действие порождает процесс воображения, таким образом, малыш принимает на себя роль взрослого, в ходе создания им игровой ситуации происходит развитие наглядно-образного мышления. Дети, оставшиеся без попечения взрослых, не владеют игровой деятельностью, с интересом следуют за игровыми действиями воспитателя, выполняют его указания, охотно принимают все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправным участником, не могут. Задача педагога устранить этот пробел, ребята активно интересуются предметами и игрушками, задействованными в игре, но, завладев ими, дети пытаются их спрятать или просто держать в руках. Важно уделять огромное внимание развитию игровой деятельности ребенка, вырабатывать умение самостоятельной игре. Через игру ребенок получает свой первый опыт взаимодействия с окружающими. На стадии дошкольного возраста у детей начинает формироваться этические инстанции и моральные чувства.
Также, важным аспектом, в работе с детьми этой категории, является, формирование потребности в обучении, саморазвитии, раскрытии творческого потенциала, способности к самореализации, в этом помогут различные формы работы:
- массовые: коллективный труд, праздники, вечера, диспуты, олимпиады, выставки, конкурсы, спортивные соревнования, походы, экскурсии;
- групповые: трудовые, творческие объединения.
Тот факт, что дети остались без попечения родителей лишает их: во-первых, важного для психологического благополучия, переживания своей значимости и ценности, уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности. Поэтому огромное внимание в работе необходимо уделить, конечно, патриотическому воспитанию, организация мероприятий по культуре общения и поведения в общественных местах и в транспорте, ознакомление с дорожной азбукой, знакомство с традициями, богатой культурой, историей и промыслами народа - это направление поможет детям почувствовать себя частью этого мира. Так как в развитии детей сирот присутствует «момент отверженности», в более эффективном воспитании патриотизма должны присутствовать целевые прогулки, экскурсии к памятникам, другим достопримечательностям, чтобы дети в дальнейшем не были дезориентированными и не чувствовали себя отрезанными от мира, а наоборот стремились стать его частью уже самостоятельно.
Такое глобальное развитие невозможно без человеческого общества, без заботы и любви взрослых людей. А взрослые, педагоги, воспитывая и обучая будущее поколение, должны всегда помнить о том, что детство – незабываемый период в жизни человека, и по словам В. А. Сухомлинского: «Настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Очень важно, чтобы ребенок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, попал в атмосферу доброжелательности, соучастия, к специалистам, готовым и способным помочь ему справиться со всеми трудностями, преодолеть последствия своего одиночества и вступить во взрослую жизнь полноценным членом общества.
Рожкова Елена Александровна
МБДОУ «Детский сад № 28 «Золотой петушок», воспитатель.