Приложение МААМ

Речевая среда дошкольника: сквернословие — болезнь общества

Елена Зайцева
Речевая среда дошкольника: сквернословие — болезнь общества
▼ Скачать + Заказать документы

-. Ребенок оказывается в речевой среде сразу после рождения.

- При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения.

- Речевая среда - это речевые потоки, которые окружают ребенка, льются из уст близких ребенку людей - мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер, из уст воспитателей и сотрудников детского сада, просто посторонних людей: соседей, дворовых ребятишек и т. д. Ребенок слышит речь когда смотрит телевизор, видеомагнитофон, слушает радио, посещает театр, ему читают книги.

Публикация «Речевая среда дошкольника: сквернословие — болезнь общества» размещена в разделах

-Изолировать малыша от речевых потоков невозможно, да и не нужно, ведь его речь формируется на их основе Но какая это среда? Какого качества речь слышится в ней? Чистота речи ребенка, правильность его речевых высказываний, культура выражений полностью завися от среды. Ребенок (точнее его речевая функция) сам не занимается отбором чистых речевых потоков. Он выбирает их такими, какие они есть.

Общение.

Речевое общение - это обмен информацией, где всегда участвуют двое. Перенимая манеру речевого общения, установившуюся среди близких ему людей.

Ребенок перенимает речевое поведение взрослых и несет это с собой в жизни - в детский сад, школу, во двор. Речевое поведение не рождается само по себе, его необходимо формировать с раннего возраста и родители могут сделать очень многое.

Развитие.

Речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, инстинкт, т. е. врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать и т. д. Подражает ребенок сначала артикуляциям, речедвижениям, которые он видит на лице говорящего с ним человека (матери, воспитателя). Это подражание речедвижениям еще неосмысленное, инстинктивное. В детском саду ребенок в своих речевых действиях будет подражать воспитателю, в школе — учителям, кроме того, он будет подражать речи всех людей, живущих в данной местности, и со временем, если останется жить там же, речь его будет иметь все те общие для данной местности особенности языка, которые отличают его от строгой литературной нормы, т. е. ребенок будет говорить на местном диалекте.

Речь - это главнейший фактор социального общения людей, он является цементом, склеивающим все проявления человеческой жизни в одно целое.

Если ребенок находится в окружении грубой речи - близкие ему люди хамят друг другу, сквернословят, искажают речь - то его речь строится на грубом, грязном речевом материале. Ребенок воспринимает такую речь как норму, усваивает ее и в конечном счете у ребенка останется искаженная речь, исправить которую в последующем будет трудно, а может быть и невозможно.

Из-за своей грубой и искаженной речи, вынесенной из детства, взрослый человек много раз будет страдать, окажется перед мелкими и крупными проблемами в общении с людьми.

Давайте задумаемся еще вот о чем. Ребенок усваивает речь вместе с ее окружением, с теми отношениями, которые вкладывают в нее взрослые. То есть наблюдается прямая связь между речевой средой и формированием характера ребенка. Грубость и хамство, зло и неприязнь, недовольство и страх, ненависть и беспощадность - весь этот нравственный негатив, отраженный в речи словами и интонацией воспитывает в ребенке грубость, хамство, злость. И берет это начало в раннем детстве.

Один из факторов грубой речи - является сквернословие.

Что такое сквернословие?

Сквернословие –это речь, наполненная неприличными выражениями,

непристойными словами, бранью. У этого явления много определений нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, ллексика «телесного низа» и т. д. Но издревне матерщина в русском народе именуется сквернословием,от слова «скверна»

Использование сквернословия современными людьми.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

О грехе сквернословия.

То, что даже несколько лет назад считалось верхом бесстыдства и распущенности, сегодня стало чуть ли не нормой. Причина сквернословия корениться в грехах : раздражительности, гневе, зависти и злости. Хотя человек, оправдывая себя, говорит, что, если бы не его окружение или ситуация, в которой он находился, он бы не сквернословил. Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской Академии наук под руководством Петра Горяева пришли к ошеломляющему выводу о том, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат.

Борьба со сквернословием.

Для борьбы со сквернословием взрослым необходимо запастись терпением, так как это трудноискоренимая привычка.

Показать ребёнку своё неприятие мата: «Мне неприятно слышать такие слова», «У нас в семье (в садике) так не говорят». Фраза: «Рано тебе ещё такие слова говорить», - для дошкольника, понимающего всё дословно, означает, что так нельзя говорить только маленьким, а большим можно, и он начинает щеголять нецензурными выражениями, показывая, что уже большой;

постараться научить ребёнка выражать свои негативные эмоции в приемлемых выражениях;

Публикации по теме:

Гражданское воспитание личности в условиях поликультурного общества Музыкальные руковидители: Муратова Эльвира Юсуфовна, Мустафаева Гульнара Асановна. Фольклор является составной частью музыкальной деятельности.

«Как от нас болезнь ушла». Конспект комплексного занятия по физкультуре и валеологии (старшая группа)«Как от нас болезнь ушла». Конспект комплексного занятия по физкультуре и валеологии (старшая группа) Цель: -Развивать двигательную активность, ловкость, координацию движений. -Закреплять навыки владения мячом; ходьбы и бега различными способами;.

Одарённый ребёнок — особая ценность общества «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В. А. Сухомлинский В последнее время.

Движения организма и речевая моторика Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно.

Интервью с Марией Афанасьевной Рашевской, председателем Общества борцов антигитлеровской коалицииИнтервью с Марией Афанасьевной Рашевской, председателем Общества борцов антигитлеровской коалиции Брали видео интервью у одной интересной женщины. Зовут её Мария Афанасьевна. Ей 89 лет. Стиль повествования Марии Афанасьевны сохранён.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культура общества» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №20 «Детский сад комбинированного вида Конспект занятия в подготовительной.

Открытое занятие с детьми подготовительной группы с казаками Новоберезанского казачьего хуторского обществаОткрытое занятие с детьми подготовительной группы с казаками Новоберезанского казачьего хуторского общества УНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С № 22 МО КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН Пояснение к презентации «Казакам почет и честь»..

Речевая подготовка к школе Родительское собрание «Речевая готовность ребенка к школе» 2слайд Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению.

Речевая викторина «Ушки-послушки» Ушки-послушки Речевая викторина Задачи: - формировать слуховое внимание, фонематические представления и элементарные навыки грамотности;.

Конспект урока «Семья — составная часть общества» Урок №45 Дата: Тема: Семья – составная часть общества. Цели и задачи: Раскрыть понятие «семья»: способствовать развитию понятия о взаимоотношениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая среда дошкольника: сквернословие — болезнь общества
Опубликовано: 3 апреля 2016 в 17:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевая среда дошкольника: сквернословие — болезнь общества» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зайцева (УИ 299745) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД