Екатерина Морачевская
Театр и дети
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде всего, мне хотелось бы поделиться своими соображениями о специфике нашей педагогической деятельности. Как говорил основатель Ленинградского театра юного зрителя А. А. Брянцев – «Специфика- несомненно есть, но понимать ее надо правильно».
Она в объекте нашей деятельности, в детях, в их внутренних запросах, в их подготовленности к восприятию художественных категорий, в неустойчивости детского внимания, в подвижности детской фантазии.
Публикация «Театр и дети» размещена в разделах
Не смотря на обилие рекомендуемых методик и программ дошкольного образования, ориентируемых на реализацию творческих возможностей каждого ребенка, мне хотелось бы заострить внимание на принципах мотивации педагогов, осуществляющих эту работу.
Мне кажется, что нам, педагогам театрализованной деятельности, необходимо руководствоваться «миссией воспитания завтрашнего человека. Искусство – средство, воспитание – цель». Мы пробуждаем первые впечатления детей, мы создаем и формируем новых людей, указываем им пути возвышенного мышления и возвышенных действий.
Мы создаем для них идеалы, побуждая их к подражанию благородным действиям героев в осуществляемых нами театрализованных постановках. Воздействие на сознание ребенка – процесс ответственный, нуждающийся в строгой дозировке театральных средств и в выборе их разновидностей, чтобы это наше «оружие» не ранило незащищенную психику детей.
В числе различных воздействий на психику ребенка воздействие театральным волнением является одним из важнейших способов воспитания. От простого – к сложному. Постепенное усиление восприятия окружающего мира.
Где добро и зло, где правда и неправда, справедливость и несправедливость.
Категории восприятия через произведения русской и мировой драматургии. При этом необходимо учитывать тот фактор, что подвижность и неустойчивость детского внимания мешает ребенку сосредоточиться на том, что уже потеряло для него остроту непосредственного интереса.
Дети не могут, как взрослые, заставлять себя принимать то, что им уже не интересно. Эти особенности детского восприятия настойчиво требуют их удовлетворения. Каждая постановка театрализованного действия должна рассматриваться нами, педагогами, с позиций того, чем она обогатила ребенка, какой след она оставила в его сознании, как она сказалась в его повседневной жизни в детском саду, дома, в его мироощущении.
И конечно же, нельзя забывать о том, что с помощью организуемых нами театрализованных действий мы прививаем детям в том числе и знание русского языка. Где еще можно услышать более выразительную, более правильную и прекрасную речь, чем в произведениях отечественных авторов.
Навыки актерского мастерства, которые мы прививаем ребенку, адаптируют его к будущей жизни. Роли, которые играют дети в театральных постановках, дают им возможность представить себя в разных ипостасях будущей жизни.
Ученик, король страны, начальник, подчиненный, униженный и возвышенный – все это дает опыт и подготавливает детей к вступлению во взрослую жизнь.
Если же говорить о практическом влиянии на психику детей с помощью посещения детских театров нашего города, то, конечно же, необходимо начинать знакомство с удивительным миром театра со специально устроенной педагогом экскурсией по помещению театрального здания и ознакомлением с такими понятиями, как сцена, зрительный зал, занавес, кулисы, декорации, а также театральной лексикой и правилами поведения зрителей в театральном зале.
Далее – от простого к сложному. Воспитание души через театр. Детский сад – повседневность, а театр – праздник! Он глубоко раскрывает жизнь.
Хотелось бы обратить внимание коллег - педагогов на то, что каждый ребенок – это отдельный мир, это личность, это индивидуальность. Давая ребенку роль в театрализованном действии детского сада, надо учитывать последствия этого поступка. Чем он обогатится, какие навыки и опыт он получит в процессе театрализованной постановки и какие положительные качества и моральные принципы он вынесет в результате.