Татьяна Потапова
Сценарий праздника «День славянской письменности и культуры» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ»
Цель: Приобщать детей к русской культуре и традициям.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ:
Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал.
СЛАЙД 1:
Публикация «Сценарий праздника „День славянской письменности и культуры“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2016
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
- А живём мы с вами в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!
Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки.
Кто такие предки?
СЛАЙД 2:
- Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.
А это значит, что славяне – славный народ.
- Ежегодно все славяне отмечают праздник, славянской культуры и письменности. А что это за праздник мы с вами сегодня узнаем.
СЛАЙД 3:
- Всем известна поговорка: «Слово не воробей, вылетит—не поймаешь».
- А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете? Вот мы и попробуем поймать слово и передать его своему товарищу.
А сделать это нам поможет шуточная старинная русская игра, которая называется - «Баранья голова».
ИГРА
Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое, например: 1-й—дом, 2-й—дом, улица, 3-й—дом, улица, хлеб и т. д. Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое, выходит из игры с прозвищем «баранья голова».
СЛАЙД 4:
- Но передать слово другому, конечно же можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. А как же это было?
Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей.
СЛАЙД 5:
Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так появилось первое «рисунчатое» письмо.
СЛАЙД 6:
- Именно рисунками-изображениями птиц, зверей, деревьев, человеческих фигурок, лодок, рыб – древние люди рассказывали о своих занятиях, о радостных, печальных или загадочных событиях в своей жизни. Такие рисунки назывались ПИКТОГРАММА.
СЛАЙДЫ: 7, 8, 9:
- Много сотен лет люди рисовали пиктограммы.
- Ребята, а как вы думаете, используют ли картинки - пиктограммы сегодня, наше время? Представьте себе – используют! Самые распространённые пиктограммы – дорожные знаки.
СЛАЙД 10:
- Постепенно рисунки превратились в значки - символы, каждый из которых обозначал какое-нибудь слово.
СЛАЙД 11:
- Такие значки называются ИЕРОГЛИФЫ.
СЛАЙДЫ: 12, 13
- Так начало складываться «иероглифическое» письмо».
- Письмо иероглифами содержало слишком много обозначений, свыше трех тысяч. Их было трудно запомнить, и тогда появилась замена иероглифам – буква. Буква обозначает отдельный звук, из букв составляются слоги, а затем слова. Все буквы составляют алфавит.
- Алфавит появился около трех с половиной тысяч лет назад в Финикии. В финикийском алфавите не было гласных букв. Всего букв насчитывалось 22.
СЛАЙД 14:
- Греки познакомились с финикийским письмом, но добавили в него новые буквы – для обозначения гласных звуков. Так появился первый в мире АЛФАВИТ из 24 букв.
СЛАЙД 15:
- Славянская азбука была создана братьями Кириллом и Мефодием в IX веке специально для славян.
СЛАЙД 16:
- Часть букв была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка.
Слайд 17:
- Сейчас наша азбука, основателем которой были Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33.
СЛАЙД 18:
- А запомнить алфавит нам поможет весёлая песенка.
ПЕСНЯ «АЗБУКА»
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Ну что, ребята, запомнили буквы?
Тогда давайте все вместе споём.
- Ребята. Отгадайте загадку:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
СЛАЙД 19:
- Сегодня нас окружает огромное количество интересных увлекательных книг и мы даже не задумываемся, какой путь был проделан, чтобы мы могли держать в руках такие красивые красочные книги. На чём же писали наши предки славяне, когда ещё бумага не была изобретена.
СЛАЙД 20:
- Посмотрите – это ЦЕРЫ. Небольшие деревянные дощечки, с выпуклыми краями, середина дощечек заполнялась воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.
- Чем же писали на таких досках – церах? Писали костяными, деревянными или металлическими палочками, похожими на наш карандаш. Назывались они - ПИСАЛА.
СЛАЙД 21:
- Самым дешёвым и часто используемым материалом для письма была БЕРЕСТА. Если сказать иначе, то это ни что иное как кора берёзы. Писали на бересте так же заостренными палочками.
- Но важные документы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале – ПЕРГАМЕНТЕ.
СЛАЙД 22:
- Что же такое пергамент? Это телячья шкура, выделанная особым образом. Это очень трудоёмкий процесс. Шкуру вымачивали в особом растворе, очищали от волосяного покрова, натягивали, высушивали. Отбеливали и нарезали на листы. Писали специальными чернилами, чаще всего гусиным пером.
СЛАЙД 23:
- Позже, писать стали на бумаге, которую сначала покупали в других странах, а потом научились делать сами.
СЛАЙД 24:
- И вот сегодня, благодаря развитию и современным технологиям мы можем держать в руках яркие красивые книги, из которых узнаём очень много интересного.
СЛАЙД 25:
- Дружно живут буквы в наших книгах, соблюдая правила. Но однажды произошла одна неприятная ситуация. Буква Я взбунтовалась и решила, что она самая главная. Что произошло дальше, мы сейчас узнаем.
ИНСЦЕНИРОВКА СТИХОТВОРЕНИЯ Б. Заходера «БУКВА Я»
- Вот и мы с вами не будем ссориться, а будем играть в весёлые игры. Готовы?
Начнём с разминки.
РАЗМИНКА (командам по очереди задаются вопросы)
«Добавь словечко»
1. Хитрый, как (лиса)
2. Неуклюжий, как (медведь)
1. Упрямый, как … осёл)
2. Задиристый, как (петух)
1. Ползёт, как (черепаха)
2. Трудится, как пчела (пчела)
1. Нем, как … (рыба)
2. Пятится, как … (рак)
1. Поёт, как (соловей)
2. Грязный, как (свинья)
1. Топает, как (слон)
2. Кривляется, как (обезьяна)
- Молодцы!
- А теперь первое задание.
1. ЗАДАНИЕ «Объясните значение пословицы»
«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»
Так говорится, когда кто-то берётся сразу за несколько дел и поэтому не может их сделать хорошо или довести до конца.
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Лучше иметь много друзей, чем иметь много денег. Друзья дороже денег, и они гораздо нужнее человеку, особенно в трудную минуту. Ведь деньги потратятся, а друзья постоянно с нами.
2. ЗАДАНИЕ «Найди ошибку»
(найти какая буква написана не верно)
3. ЗАДАНИЕ «Преобразуй слова в указанном порядке. Что получилось?»
(дети выкладывают слова согласно цифрам, получают новое слово.
4 5 1 2 3 6 5 4 1 2 3
л и с т о к с о к о л
с т о л и к к о л о с
4. ЗАДАНИЕ «Назови букву»
(ребёнок изображает букву, дети отгадывают)
1. Т, Ф.
2. Х, С.
5. ЗАДАНИЕ «Четвёртый лишний»
(зачеркнуть лишнюю букву)
1. А Ш И Ю У
2. Л К З Е Д
6. ЗАДАНИЕ «Ребусы»
- Молодцы, со всеми заданиями справились. И я хочу вам напомнить, что сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.
Буква к букве — будет слово,
Слово к слову — речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
- А закончим наш праздник мы весёлой песней.
ПЕСНЯ «С букварём уселись дети».
С букварём уселись куклы ….
С букварем уселись куклы
На лугу, на траве.
Дружно куклы учат буквы:
«А, бэ, вэ! А, бэ, вэ!»
Припев: Ты нам, ветер, не мешай
И страницы не листай.
Ты ведь буквы не прочтешь,
Только всех собьешь.
Подошел утенок важно,
Подошел: «Кря-кря-кря!»
И давай щипать бумажный
Корешок букваря.
Припев: Ты, утенок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «кря-кря-кря», а как?
– А, бэ, вэ. – вот так.
Подошла, стуча копытцем,
К нам коза: – Что тебе?
– Я, коза, хочу учиться,
Бе, бе, бе! Бе, бе, бе!
Припев: Ты, коза, нам не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «бе, бе, бe», а как?
– А, бэ, вэ. – вот так.
А потом пристал теленок,
Замычал: «Му-му-му!
Я – теленок несмышленый,
Ничего не пойму».
Припев: Ты, теленок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай:
Не «му-му-му», а как?
– А, бэ, вэ. – вот так.