МААМ-картинки

Сценарий праздника «День славянской письменности и культуры» (подготовительная группа)

Татьяна Потапова
Сценарий праздника «День славянской письменности и культуры» (подготовительная группа)

«ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ»

Подготовительная группа

Цель: Приобщать детей к русской культуре и традициям.

Ход МЕРОПРИЯТИЯ:

Под веселую русскую народную мелодию дети входят в зал.

СЛАЙД 1:

Публикация «Сценарий праздника „День славянской письменности и культуры“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.

- А живём мы с вами в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!

Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки.

Кто такие предки?

СЛАЙД 2:

- Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.

А это значит, что славяне – славный народ.

- Ежегодно все славяне отмечают праздник, славянской культуры и письменности. А что это за праздник мы с вами сегодня узнаем.

СЛАЙД 3:

- Всем известна поговорка: «Слово не воробей, вылетит—не поймаешь».

- А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете? Вот мы и попробуем поймать слово и передать его своему товарищу.

А сделать это нам поможет шуточная старинная русская игра, которая называется - «Баранья голова».

ИГРА

Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое, например: 1-й—дом, 2-й—дом, улица, 3-й—дом, улица, хлеб и т. д. Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое, выходит из игры с прозвищем «баранья голова».

СЛАЙД 4:

- Но передать слово другому, конечно же можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. А как же это было?

Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей.

СЛАЙД 5:

Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так появилось первое «рисунчатое» письмо.

СЛАЙД 6:

- Именно рисунками-изображениями птиц, зверей, деревьев, человеческих фигурок, лодок, рыб – древние люди рассказывали о своих занятиях, о радостных, печальных или загадочных событиях в своей жизни. Такие рисунки назывались ПИКТОГРАММА.

СЛАЙДЫ: 7, 8, 9:

- Много сотен лет люди рисовали пиктограммы.

- Ребята, а как вы думаете, используют ли картинки - пиктограммы сегодня, наше время? Представьте себе – используют! Самые распространённые пиктограммы – дорожные знаки.

СЛАЙД 10:

- Постепенно рисунки превратились в значки - символы, каждый из которых обозначал какое-нибудь слово.

СЛАЙД 11:

- Такие значки называются ИЕРОГЛИФЫ.

СЛАЙДЫ: 12, 13

- Так начало складываться «иероглифическое» письмо».

- Письмо иероглифами содержало слишком много обозначений, свыше трех тысяч. Их было трудно запомнить, и тогда появилась замена иероглифам – буква. Буква обозначает отдельный звук, из букв составляются слоги, а затем слова. Все буквы составляют алфавит.

- Алфавит появился около трех с половиной тысяч лет назад в Финикии. В финикийском алфавите не было гласных букв. Всего букв насчитывалось 22.

СЛАЙД 14:

- Греки познакомились с финикийским письмом, но добавили в него новые буквы – для обозначения гласных звуков. Так появился первый в мире АЛФАВИТ из 24 букв.

СЛАЙД 15:

- Славянская азбука была создана братьями Кириллом и Мефодием в IX веке специально для славян.

СЛАЙД 16:

- Часть букв была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка.

Слайд 17:

- Сейчас наша азбука, основателем которой были Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33.

СЛАЙД 18:

- А запомнить алфавит нам поможет весёлая песенка.

ПЕСНЯ «АЗБУКА»

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,

Вот и все они, друзья!

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

Ну что, ребята, запомнили буквы?

Тогда давайте все вместе споём.

- Ребята. Отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

СЛАЙД 19:

- Сегодня нас окружает огромное количество интересных увлекательных книг и мы даже не задумываемся, какой путь был проделан, чтобы мы могли держать в руках такие красивые красочные книги. На чём же писали наши предки славяне, когда ещё бумага не была изобретена.

СЛАЙД 20:

- Посмотрите – это ЦЕРЫ. Небольшие деревянные дощечки, с выпуклыми краями, середина дощечек заполнялась воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.

- Чем же писали на таких досках – церах? Писали костяными, деревянными или металлическими палочками, похожими на наш карандаш. Назывались они - ПИСАЛА.

СЛАЙД 21:

- Самым дешёвым и часто используемым материалом для письма была БЕРЕСТА. Если сказать иначе, то это ни что иное как кора берёзы. Писали на бересте так же заостренными палочками.

- Но важные документы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале – ПЕРГАМЕНТЕ.

СЛАЙД 22:

- Что же такое пергамент? Это телячья шкура, выделанная особым образом. Это очень трудоёмкий процесс. Шкуру вымачивали в особом растворе, очищали от волосяного покрова, натягивали, высушивали. Отбеливали и нарезали на листы. Писали специальными чернилами, чаще всего гусиным пером.

СЛАЙД 23:

- Позже, писать стали на бумаге, которую сначала покупали в других странах, а потом научились делать сами.

СЛАЙД 24:

- И вот сегодня, благодаря развитию и современным технологиям мы можем держать в руках яркие красивые книги, из которых узнаём очень много интересного.

СЛАЙД 25:

- Дружно живут буквы в наших книгах, соблюдая правила. Но однажды произошла одна неприятная ситуация. Буква Я взбунтовалась и решила, что она самая главная. Что произошло дальше, мы сейчас узнаем.

ИНСЦЕНИРОВКА СТИХОТВОРЕНИЯ Б. Заходера «БУКВА Я»

- Вот и мы с вами не будем ссориться, а будем играть в весёлые игры. Готовы?

Начнём с разминки.

РАЗМИНКА (командам по очереди задаются вопросы)

«Добавь словечко»

1. Хитрый, как (лиса)

2. Неуклюжий, как (медведь)

1. Упрямый, как … осёл)

2. Задиристый, как (петух)

1. Ползёт, как (черепаха)

2. Трудится, как пчела (пчела)

1. Нем, как … (рыба)

2. Пятится, как … (рак)

1. Поёт, как (соловей)

2. Грязный, как (свинья)

1. Топает, как (слон)

2. Кривляется, как (обезьяна)

- Молодцы!

- А теперь первое задание.

1. ЗАДАНИЕ «Объясните значение пословицы»

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

Так говорится, когда кто-то берётся сразу за несколько дел и поэтому не может их сделать хорошо или довести до конца.

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Лучше иметь много друзей, чем иметь много денег. Друзья дороже денег, и они гораздо нужнее человеку, особенно в трудную минуту. Ведь деньги потратятся, а друзья постоянно с нами.

2. ЗАДАНИЕ «Найди ошибку»

(найти какая буква написана не верно)

3. ЗАДАНИЕ «Преобразуй слова в указанном порядке. Что получилось?»

(дети выкладывают слова согласно цифрам, получают новое слово.

4 5 1 2 3 6 5 4 1 2 3

л и с т о к с о к о л

с т о л и к к о л о с

4. ЗАДАНИЕ «Назови букву»

(ребёнок изображает букву, дети отгадывают)

1. Т, Ф.

2. Х, С.

5. ЗАДАНИЕ «Четвёртый лишний»

(зачеркнуть лишнюю букву)

1. А Ш И Ю У

2. Л К З Е Д

6. ЗАДАНИЕ «Ребусы»

- Молодцы, со всеми заданиями справились. И я хочу вам напомнить, что сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.

Буква к букве — будет слово,

Слово к слову — речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

- А закончим наш праздник мы весёлой песней.

ПЕСНЯ «С букварём уселись дети».

С букварём уселись куклы ….

С букварем уселись куклы

На лугу, на траве.

Дружно куклы учат буквы:

«А, бэ, вэ! А, бэ, вэ!»

Припев: Ты нам, ветер, не мешай

И страницы не листай.

Ты ведь буквы не прочтешь,

Только всех собьешь.

Подошел утенок важно,

Подошел: «Кря-кря-кря!»

И давай щипать бумажный

Корешок букваря.

Припев: Ты, утенок, не мешай,

Кукол с толку не сбивай.

Не «кря-кря-кря», а как?

– А, бэ, вэ. – вот так.

Подошла, стуча копытцем,

К нам коза: – Что тебе?

– Я, коза, хочу учиться,

Бе, бе, бе! Бе, бе, бе!

Припев: Ты, коза, нам не мешай,

Кукол с толку не сбивай.

Не «бе, бе, бe», а как?

– А, бэ, вэ. – вот так.

А потом пристал теленок,

Замычал: «Му-му-му!

Я – теленок несмышленый,

Ничего не пойму».

Припев: Ты, теленок, не мешай,

Кукол с толку не сбивай:

Не «му-му-му», а как?

– А, бэ, вэ. – вот так.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

День славянской письменности и культуры (фотоотчёт)День славянской письменности и культуры (фотоотчёт) День славянской письменности и культуры отмечается в память двух просветителей – Кирилла и Мефодия. Братья внесли огромный вклад в развитие.

Фотоотчёт «День матери» (подготовительная группа)Фотоотчёт «День матери» (подготовительная группа) В преддверии праздника в своей группе мы знакомили детей с художественной литературой по теме, проводили различные беседы, на базе детского.

Фотоотчёт «Как мы отметили день славянской культуры в своей группе»Фотоотчёт «Как мы отметили день славянской культуры в своей группе» День славянской письменности и культуры отмечается 24 мая в память двух просветителей – Кирилла и Мефодия. Письменность, созданная ими в.

Интерактивная речевая газета детей старшей группы, посвящённая Дню славянской письменностиИнтерактивная речевая газета детей старшей группы, посвящённая Дню славянской письменности 24 мая - День славянской письменности. Объяснить значение этой памятной даты для нашего народа непросто, но рассказать о значении русского.

«Звени и пой, златая Русь». Музыкальное занятие для старшей группы, посвященное Дню славянской письменности Ведущая: -Здравствуйте, дети! Доброе утро (Распевка)Сегодняшний день считают праздником славянской письменности и культуры. Все мы- россияне.

Сценарий «День именинника» (подготовительная группа) Ведущая: Что такой день рожденье? Это радость и веселье, Это песни, шутки, смех! И не зря наш детский сад Праздник отмечает, С днем.

Сценарий праздника День Победы подготовительная группа День Победы «Не забудем их подвиг великий…» Звучит «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова). Дети с флажками заходят в зал и.

Сценарий праздника «День славянской письменности» Сценарий праздника «День славянской письменности и культуры». Цель: познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями.

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?»Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?» Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?» Цель: познакомить с событиями жизни святых.

Обеспечение физического развития и формирование культуры здоровья дошкольников (подготовительная группа) Обеспечение физического развития и формирование культуры здоровья дошкольников ДОУ» (подготовительная группа) Цель физического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий праздника «День славянской письменности и культуры» (подготовительная группа)
Опубликовано: 5 июня 2016 в 08:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД