Светлана Карпова
«День славянской письменности и культуры». Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
24 мая- день славянской письменности и культуры.
День славянской письменности отмечается ежегодно 24 мая во всех славянских, христианских странах. Праздник приурочен ко дню памяти равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия, почитаемых как создателей первой славянской азбуки на Руси. Особенность праздника заключается в том, что это единственный в России государственно-церковный праздник, играющий огромную роль как в единении российского общества, так и в укреплении его связей со славянскими народами на основе общих исторических и культурных традиций и ценностей.
Публикация «„День славянской письменности и культуры“, Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Образовательные области:
• «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цели занятия:
• познакомить детей с историей возникновения славянской письменности, с трудом Кирилла и Мефодия учителей славянских.
Задачи занятия:
• объяснить детям, как была создана славянская азбука;
• продолжить формирование понятия «священный язык», чувства любви и уважения к родному языку и русской культуре.
Ход занятия:
- Вы читаете, пишете и разговариваете на русском языке. А что такое язык?
Язык это средство общения.
А как мы можем общаться друг с другом?
- А если мы будем далеко друг от друга и не будет возможности позвонить, как тогда сообщить новость или узнать, как дела?
- Значит, язык бывает устный (разговорный) и письменный. Разговорный и письменный язык необходим каждому народу.
- А только ли для того, чтобы общаться, нужен письменный язык?
- Для чего еще надо уметь читать и писать?
Во-первых, людям нужно общаться, а во-вторых-передавать опыт и знания от поколения к поколению.
Русский язык появился очень давно и имеет богатую, многовековую историю.
Как появился алфавит
• Рассказ воспитателя.
Было время, когда у славян не было письменности, и вот как она появилась. Было это более тысячи лет назад, когда славянские племена из язычества обратились к христианскому учению. Но ни Слова Божия, ни богослужения обращенные христиане не понимали, так как богослужение проводилось на латинском языке.
Тогда, в 862 году, к византийскому императору Михаилу прибыло посольство от моравского князя Ростислава с просьбой прислать миссионеров, которые вели бы христианское богослужение на понятном славянскому народу языке и которые могли бы доступно разъяснить христианское учение. Император поручил это дело родным братьям Кириллу и Мефодию, и они отправились в далекое путешествие. Чтобы выполнить поставленную перед ними задачу, они должны были перевести Священное Писание и богослужебные книги на славянский язык.
Но у славян не было азбуки. Славяне не умели ни читать, ни писать. За-дача оказалась более сложной, чем показалась на первый взгляд: сначала надо было создать славянскую азбуку, затем перевести книги да еще научить славян письму и чтению. Ведь нельзя все передать устно. Такое учение и недостаточно, и ненадежно. Появилась необходимость писать.
За основу славянской азбуки была взята греческая. Первым делом надо было составить алфавит. И вот в XX веке братья Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит, который позже получил название «кириллица» в честь своего создателя. Больше года трудились св. Кирилл и Мефодий над азбукой. В этом алфавите было 43 буквы. Со временем, в ходе развития языка, некоторые буквы утратились, а вот новые не прибавились. Таким образом, алфавит преобразовался в современный русский. Теперь в нем 33 буквы.
• Беседа.
- Что такое алфавит?
- Для чего нужен алфавит?
- Сколько букв в нашем алфавите?
- Для чего нам нужны буквы?
«Азбуку знай и говори хорошо»
Вот такое пожелание высказывает сама азбука всем, кто берется ее изучить.
Для чего нам нужны книги?
• Задание.
Отгадайте загадку.
Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга)
• Беседа
-Для чего нам нужны книги?
Воспитатель приглашает детей на выставку книг.
-Какие книги представлены на нашей выставке? (Большие, маленькие, тонкие, толстые, красочные, иллюстрированные, детские, взрослые)
- Дети, кто делает книги? Человек делает книги вручную? (С помощью машин в типографии).
-А всегда ли были книги такими?
Рассказ-беседа «Путешествие в прошлое книги» (об истории создания книг).
• Воспитатель.
Раньше люди все, что сочиняли, записывали вручную на глиняных дощечках, бересте, папирусе.
-Удобно ли было писать на них?
Позже стали писать первые книги на листах пергамента-хорошо выделанной телячьей кожи. Затем такие листы сшивали в книгу и делали для нее красивый, прочный переплет. Все книги были рукописные, а писать было раньше очень тяжело. Поэтому профессия писца была в почете, грамотного человека называли ученым. К книгам относились очень трепетно, бережно и уважительно. На них надевали кожаные обложки, украшали драгоценными камнями, эмалью и бусинами. Их очень ценили, и не только потому, что они стоили не дешево, а еще и потому, что большинство из них использовали в богослужениях: Священное Писание, Евангелие, Псалтирь.
- Быстро или медленно создавались книги?
Книга создавалась очень долго, а некоторые и вовсе в единственном экземпляре, потому что сначала писали или переписывали постранично, затем страницы сшивали, создавали переплет и все это вручную. Людей, обученных грамоте и письму было также мало, так как образование в то время стоило очень и очень дорого.
Чтобы книга привлекала внимание, ее красочно оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками, начало абзацных отступов оформляли различными силуэтами. Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную.
-Как вы думаете в старину было много или мало книг?
Когда все больше и больше людей стало осваивать грамоту, возникла потребность в создании большего количества книг. И человек придумал печатный станок. Первую печатную книгу в России создал Иван Федоров. Постепенно станки усовершенствовались. Люди придумали машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации, изготавливают переплет, чтобы книга дольше сохранялась.
Дети рассматривают книги, ищут обложку, страницы, иллюстрации, текст,
переплет.
-Как вы думаете, кто готовит весь материал для книг (Поэты, писатели, художники.)
В 1992 году равноапостольным Кириллу и Мефодию в Москве был торжественно открыт памятник с негасимой лампадой, зажженной от огня Иерусалимского храма.
Памятники Кириллу и Мефодию в России открыты и в ряде городов:
Апатитах, Владивостоке, Дмитрове, Коломне, Москве, Мурманске, Самаре, Саратове, Севастополе, Черкесске и др.
За рубежом памятники Кириллу и Мефодию открыты в Белграде, Братиславе, Киеве, Одессе, Софии и др.